Целью эксперимента является проверка выдвинутой нами гипотезы, суть которой в том, что процесс художественно-эстетического воспитания будет успешным, если процесс воспитания будет обеспечен программно-дидактическим материалом и будет создана эмоционально-комфортная атмосфера обучения детей ручному творчеству, что будет способствовать формированию таких художественно-эстетических качеств, как:
эстетическое осознание прекрасного;
художественный вкус;
умение творчески создавать продукты ручного творчества;
Для проверки гипотезы в детской воскресной школе «Лингва» проводился длительный систематический эксперимент. Для проведения эксперимента группа была разделена на две: контрольная группа (КГ) и экспериментальная (ЭГ).
В программе эксперимента были предусмотрены следующие неварьируемые условия:
одинаковая наполняемость групп (9 человек);
работа во всех группах проводилась в рамках интегративной программы «Лингва»;
были разработаны единые критерии оценивания;
фиксирование результатов эксперимента проводилось по методике, А.Н.Утехиной;
Ход эксперимента
Эксперимент проводился в 2008 г. в детской воскресной школе «Лингва» среди детей I ступени обучения (5-6 лет).
Материалом для художественно-эстетического воспитания послужила программа обучения иностранному языку и интегрирующая с ней программа обучения ручному творчеству. Дети учились различать цвета, определять гамму, устанавливать пропорции; развивались умения работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; формировались творческие способности создавать продукты ручного труда.
Результаты эксперимента
Для проведения среза были разработаны критерии оценивания сформированности художественно-эстетических качеств, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2. Критерии оценивания сформированности художественно-эстетического воспитания.
Критерии развития худ.- эстетического вкуса. |
Показатели критериев |
Уровень сформирован- ности худ.-эсте- тич. вкуса |
1.Эстетическое осознание произведения искусства. |
-ребенок умеет дать правильную оценку; -может описать произведение; |
высокий |
-ребенок затрудняется с оценкой произведения, но правильно определяет цвета; |
средний | |
-ребенок не может дать оценку самостоятельно; -с трудом определяет цвета; |
низкий | |
2.Развитие художественного вкуса. |
-ребенок умеет правильно подобрать цвет, гамму; -устанавливает правильные пропорции; |
высокий |
-ребенок не всегда удачно подбирает элементы костюма; -с трудом подбирает цвета, устанавливает пропорции; |
средний | |
-ребенок затрудняется в выборе цвета; -с помощью учителя подбирает элементы, устанавливает пропорции; |
низкий | |
3.Умение творчески создавать продукты ручного творчества. |
-ребенок самостоятельно справляется с заданием; -правильно подбирает цвета; -правильно устанавливает пропорции; |
высокий |
-ребенок справляется с заданием, но затрудняется при выборе элементов; |
средний | |
-ребенок не справляется с заданием самостоятельно; -с помощью учителя подбирает цвета, элементы поделки; |
низкий |
Результаты среза представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3. Результаты среза. Начало эксперимента.
Группа |
Имя, фамилия ребенка |
Критерии сформированности художественно-эстетического воспитания |
КГ |
Надя А. |
В |
Оля В. |
С | |
Катя К. |
С | |
Дима А. |
Н | |
Валера Г. |
Н | |
Ваня Ф. |
С | |
Аня О. |
С | |
Ирина М. |
Н | |
Ксюша Ш. |
Н | |
ЭГ |
Света Д. |
В |
Женя Е. |
В | |
Таня К. |
В | |
Никита К. |
С | |
Юля Л. |
Н | |
Слава Г. |
С | |
Артур П. |
С | |
Марина О. |
Н | |
Люба В. |
С |
Статьи по теме:
Основные подходы к воспитанию и обучению: латинофинский,
византийско-русский, славяно-греко-латинский, старообрядческий
В XVII в. в педагогической мысли и школьном деле происходит размежевание, вызванное сближением с Западом и различным отношением к западной культуре и образованности. Во второй половине века определились четыре основных подхода к воспитанию и обучению: 1) латино-фильский (С. Полоцкий, С. Медведев); ...
Формирование и развитие
пунктуационного навыка у учащихся на уроках русского языка в повышении
грамотности
Преддипломная практика была проведена в 3 «В» классе МОУ СОШ №66. Учитель: Дацэнко Нина Павловна количество учащихся в классе 24 человека. Для получения более объективных, достоверных результатов исследуя был определен контрольный класс 3 «А», в составе 25 человек. Учитель: Предвечная Жанна Викторо ...
Методы
и приёмы работы с первоклассниками по преодолению графо-моторных нарушений
Развитие графо-моторного компенента письма – часть работы учителя начальных классов. Преодоление же графо-моторных нарушений письма у младших школьников, как компонента ОНР – работа логопеда. Этой проблеме посвящены разработки упражнений, методики и приёмы многих авторов (Рябкова Т.Ю. Мисаренко Г.Г ...