Развитие графо-моторного компенента письма – часть работы учителя начальных классов. Преодоление же графо-моторных нарушений письма у младших школьников, как компонента ОНР – работа логопеда. Этой проблеме посвящены разработки упражнений, методики и приёмы многих авторов (Рябкова Т.Ю. Мисаренко Г.Г. Корнев А.Н., Горбатова Е.В., Андреева С.Л., Каше Г.А., Безруких М.М., Бекшиева З.И., Волоскова Н.Н.) и др. Рассмотрим некоторые, наиболее востребованные методы и упражнения.
Метод М.В. Комбаровой
Для формирования кинесетического праксиса можно использовать упражнения на прописывание в воздухе определенных фигур.
В задачу этих упражнений, разработанных психологом М.В. Комбаровой, не входит точное копирование фигуры. Размах движений и количество элементов не должны совпадать с образцом, они могут быть больше или меньше. Необходимо соблюдать только общую конфигурацию. Когда дети это поймут, пропадет излишнее напряжение, неизбежно возникающее при точном копировании образца, и они смогут уделять внимание не только движениям, но и своей позе, положению туловища и головы, контролю напряжения мышц пальцев и кисти.
Этапы работы
Работа начинается с обучения детей выписывать фигуры с 1 по 7. Номера 8-10 используются позже, когда ребята освоятся с предыдущими. Здесь представлены лишь приблизительные образцы, логопед может самостоятельно придумывать конфигурацию в зависимости от буквы, письмо которой требует коррекции. Фигура рисуется на доске. Прежде чем приступить к ее прописыванию, дети с помощью логопеда рассказывают о ней: определяют точку начала движения, характер воображаемых линий (прямые не соприкасаются, находятся на равном удалении друг от друга и т.п.); обращают внимание на направление движения (сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево); отмечают уменьшение амплитуды при рисовании «улитки» (5) и «змейки» (6, 7) и т.д.
Затем ученики берут карандаш и пишут предложенную фигуру в воздухе тремя способами, по 4-5 раз каждым из них. Первый - рука выполняет крупные движения от плеча. Второй - рука опирается на локоть, работает только кисть, сгибаясь в запястном суставе, от чего размер выписываемого в воздухе образца естественно уменьшается. Третий - опора на локоть, работают только пальцы, плечевой сустав отводит руку в сторону. Дети должны либо стоять, либо сидеть, выпрямив спину и не откидываясь на спинку стула. На кончик карандаша можно надеть пенопластовый шарик, кусочек ластика и т.п., чтобы он был лучше виден.
Когда ученики поймут и освоят механизм работы руки, первый способ исключается и остаются только второй и третий. Тогда дети начинают обводить фигуры, нарисованные не только на доске, но и на листе бумаги. Первые две-три минуты они работают с фигурой на доске: рассматривают ее, ставят руку на локоть, выпрямляют спину и обводят 2-3 раза, двигая запястным суставом, и 2-3 раза - только пальцами. Затем следует переходить к фигуре, изображенной на бумаге. Ученик кладет перед собой листок, на котором нарисованы все семь образцов, и рукой, лежащей на столе, ведет кончик карандаша в воздухе над фигурой, сначала сгибая запястье, затем только пальцы.
Статьи по теме:
Психофизиологические основы игровой деятельности детей младшего дошкольного
возраста
Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развит ...
Микроклимат и его влияние на организм человека
Метеорологические условия рабочей среды (микроклимат) оказывают влияние на процесс теплообмена и характер работы. Длительное воздействие на человека неблагоприятных метеорологических условий резко ухудшает его самочувствие, снижает производительность труда и приводит к заболеваниям. Показателями ми ...
Влияние педагогического общения на межличностные
отношения подростков
межличностный отношение подросток коллектив эмоциональный Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление вни ...