В процессе написания работы нами была проведена диагностика речевых нарушений школьников, авторами которой являются Т.А. Фотекова и Т.В. Ахутина.
Задания методики выполнял ученик 3 класса МОУ школы-интерната «Общеобразовательная школа-интернат № 1 основного общего образования города Белово» В. Даниил. Анализ выполнения заданий методики показал следующие результаты:
Устная речь
Блок 1. Экспрессивная речь.
Серия 1. Уровень моторной реализации — 89 баллов (74 %)
а) Звукопроизношение – 30 баллов.
б) Слоговая структура слова — 10 баллов; звуковая структура слова — 10 баллов
в) Оральный праксис и артикуляционная моторика — 20 баллов
г) Повторение цепочек слогов — 18 балла
Серия 2. Словообразовательные навыки — 80 баллов (88 %)
Серия 3. Грамматический строй — 139 баллов (92,6 %)
а) Составление предложений по картинкам (I) — 15 баллов
б) Составление предложений по картинкам (II) — 15 баллов
в) Составление предложений по картинкам (III) — 12 баллов
г) Составление предложений из слов в начальной форме — 13 баллов
д) Повторение предложений — 14 баллов
е) Верификация предложений — 15 баллов
ж) Вставка предлогов в предложение — 15 баллов
з) Завершение предложений — 10 баллов
и) Образование множественного числа существительных — 30 баллов
Серия 4. Связная речь — 105 баллов (87 %)
а) Рассказ по серии картинок — 50 баллов
Разложил картинки самостоятельно.
Мужик пошел выбрасывать мусор в мусорку. Дул ветер. Когда он высыпал из ведра, мусор сыпался не в бачок, а ему в лицо. Теперь он весь грязный.
б) Пересказ — 55 баллов
Галка услышала, что голубей хорошо кормят. Она перекрасилась в белый цвет и полетела к голубям. Голуби ее не узнали и приняли. Потом галка не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби поняли, что она не голубь, и выгнали ее. Она полетела к галкам, но галки ее не узнали и тоже выгнали.
Серия 5. Номинативная функция речи — 116 баллов (96,6 %)
а) Называние предметов — 45 баллов
б) Называние действий — 41 балл
в) Словоупотребление — менее 5 штрафных очков за лексические ошибки в пробах на синтаксис, что по специальной шкале соответствует 30 баллам
Блок 2. Импрессивная речь 170 баллов (94,4 %)
Серия 1. Понимание значений слов
а) Далеких по звучанию и значению названий предметов — 30 баллов
б) Близких по звучанию названий предметов — 30 баллов
в) Далеких по звучанию и значению названий действий — 30 баллов
г) Близких по значению названий действий — 27 баллов
Серия 2. Понимание сложных логико-грамматических конструкций — 27 баллов
Серия 3. Фонематическое восприятие — 26 баллов
Письменная речь 77 баллов 64%
Серия 1. Языковой анализ — 27 баллов (90 %)
а) Языковой анализ — 15 баллов
б) Звуковой анализ — 12 баллов
Серия 2. Письмо — 15 баллов (33,3 %)
1 дисграфическая ошибка (замена «щ» на «ч»), 4 орфографические ошибки и 1 исправление.
Рис. 1. Образец письма Даниила В.
Серия 3. Чтение — 35 баллов (77,7 %)
Низкая скорость чтения, 67 слов в минуту, в процессе чтения было сделано 3 ошибки с самокоррекцией, полное понимание прочитанного.
Таким образом, общее количество баллов, набранное ребенком составляет 775, что соответствует 86% успешности.
На индивидуальном профиле видно, что по многим параметрам показатели Даниила несколько превышают уровень среднегрупповой нормы. Ниже нормы оказались результаты измерения сформированности звуковой и слоговой структур слова, за счет низкой скорости чтения, результат измерения чтения оказался также ниже нормы. Особое внимание следует уделить письму, в процессе которого ребенок допустил дисграфическую ошибку по замене букв, исправление и несколько орфографических ошибок.
Статьи по теме:
Способы решения проблем
детской беспризорности
Во второй половине XIX в. в развитии образования происходят существенные перемены. В педагогике активно начинают развиваться гуманистическое, духовное и нравственное направления. Педагогическая общественность обращается к вопросам самосовершенствования личности, свободного воспитания, реформировани ...
Сравнительный анализ основных данных констатирующего и контрольного экспериментов
После завершения цикла занятий был проведен контрольный эксперимент. Рис. 3. Данные констатирующего и контрольного экспериментов по методике выявления уровня художественного восприятия. Как видно динамика по первому уровню в контрольной группе составила 25%, а в экспериментальной 20% По второму уро ...
Понятие «ценности» и «ценностных ориентаций» педагога
Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таки ...