Важнейшей составляющей образовательного пространства Новосибирска и Новосибирской области является дополнительное образование детей. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.
В настоящее время в системе дополнительного образования детей Новосибирска и области 276 учреждений дополнительного образования различной ведомственной принадлежности, в которых занимаются более 160 тысяч детей преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет:
– система образования – 142 учреждения;
– системы культуры – 96 учреждений;
– физической культуры и спорта – 11;
- управления по делам молодежи – 30.
79% от общего количества обучающихся занимаются в учреждениях системы образования.
Охват детей услугами дополнительного образования составляет 66% от общего количества школьников (в среднем по России около 40% детей).
Областная сеть учреждений дополнительного образования детей включает 60 многопрофильных учреждений (около 65,8 % от общего числа воспитанников), 82 однопрофильных учреждений. Многопрофильные учреждения дополнительного образования детей являются центрами организационно-методической работы, организаторами крупных социально значимых муниципальных и региональных мероприятий, реализуют программы гражданского воспитания, духовно – нравственного и патриотического воспитания, научно-творческой и социально-проектной деятельности.
В число однопрофильных учреждений дополнительного образования детей входят 59 учреждений физкультурно-спортивной направленности, 5 учреждений художественно–эстетической направленности, 4учреждения научно-технической и спортивно-технической направленности, 1учреждение туристско-краеведческой направленности, 1учреждение эколого-биологической направленности, 5 детских оздоровительных центров.
Одна из главных задач образовательной политики в сфере дополнительного образования детей в Новосибирске и НСО - обеспечение доступности образовательных услуг, в том числе для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Самыми популярными остаются физкультурно-спортивная (32,5%) и художественно-эстетическая (33%) направленности.
В последнее время популярными становятся среди подростков и молодежи естественнонаучная, социально-педагогическая и культурологическая направленности.
В целом систему дополнительного образования детей можно охарактеризовать как мобильную. Это подтверждают изменения в структуре контингента обучающихся. Услугами дополнительного образования в большей степени пользуются подростки в возрасте 10 – 14 лет (50% от общего числа обучающихся), что является положительным фактором, так как именно для этого возраста занятость является одним из средств профилактической работы. Однако в последние годы увеличивается количество детей, занятых дополнительным образованием в возрасте от 6 лет и от 18 лет.
Статьи по теме:
Особенности формирования сенсорных эталонов у дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью
У детей - олигофренов со значительным опозданием формируется умение выделять цвет как признак предмета (некоторые из них не умеют этого делать даже в начале младшего школьного возраста), им трудно усвоить названия даже основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый). Он ...
Технология художественно-эстетического воспитания детей средствами ручного
творчества
Основными задачами воспитания детей дошкольного возраста, согласно примерному Положению, являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья; обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка; обеспечение физического, социально-нравственного, художественно-эстетического и ...
Психологические закономерности обучения детей-сирот на уроках географии
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. Естественно-географический цикл в системе образования позволяет: расширяет общий кругозор детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывает ребёнка в духе гуманизма и патриотиз ...