Одним из важнейших показателей способностей к изобразительной деятельности является умение передавать сходство с изображаемым объектом.
Еще В. Г. Белинский писал: "Верно списывать с действительности может только талант, и как бы ни ничтожно было воспроизведение в других отношениях, но чем более оно поражает верностью натуре, тем несомненнее талант его автора. В живописи и скульптуре по свойству и сущности искусства, одно умение, верно, писать с натуры может служить частью признаков необыкновенного таланта".
Одним из показателей способностей к изобразительной деятельности служат умения видеть в предметах и явлениях основное, наиболее типичное и характерное, хотя и малозаметное.
Умение видеть в предметах и явлениях главное художники- скульпторы называют "поставленным глазом", которое дает возможность художнику отбирать в действительности самое важное, яркое, типичное и характерное. Придавая важное значение в "постановке" глаза художника - скульптора в его успешной изобразительной деятельности, многие художники - педагоги в своей педагогической работе начинают с того, что развивают у учащихся способность быть наблюдательными, все замечать и прочно удерживать в памяти.
Задача формирования композиционных умений у школьников младших классов обуславливается общими требованиями всестороннего развития личности. Источником формирования композиционных умений учащихся является деятельность, осуществляемая на уроке изобразительного искусства, так и во внеурочной деятельности.
Н.К. Крупская указывала на то, что уже в игровой деятельности школьника младших классов происходит формирование умений и способностей. В школе процесс формирования у учащихся умений приобретает целенаправленный и активный характер.
В 1—2-х классах воспитание у школьников трудолюбия, интереса к урокам начинается с формирования композиционных умений, с привычки активно работать в течение всего урока и на каждом уроке. Увлечение работой, заинтересованность, познание, которое получает учащиеся от урока, служат необходимыми факторами в развитии у него общей способности трудиться, способности к учению формировать в процессе урока изобразительного искусства композиционные умения.
В процессе обучения изобразительному искусству школьников младших классов, педагог формирует общие представления у учащихся о художественных произведениях. Тем самым школьники овладевают умением анализировать картины.
Теоретические основы обучения школьников младших классов композиционным умениям базируются на традициях реалистического и абстрактного искусства, на их лучших образцах зарубежной и русской школ. Это способствует развитию у учащихся изобразительных умений, изобразительных способностей, художественного вкуса, эстетического восприятия и творческой индивидуальности.
Обучение изобразительному искусству активизирует творческую и познавательную деятельность школьников и оказывает положительное влияние на формирование композиционных умений и их эстетическую культуру.
Статьи по теме:
Сравнительная характеристика грамматических явлений русского и немецкого
языков
грамматика немецкий язык обучение сказка В лингвистической литературе, рассматривающей вопросы типологического сопоставления грамматического строя русского и немецкого языков, выделяются с одной стороны, сходные черты, а с другой – различия на всех уровнях (морфемно-морфологическом и синтаксическом ...
Основные подходы к воспитанию и обучению: латинофинский,
византийско-русский, славяно-греко-латинский, старообрядческий
В XVII в. в педагогической мысли и школьном деле происходит размежевание, вызванное сближением с Западом и различным отношением к западной культуре и образованности. Во второй половине века определились четыре основных подхода к воспитанию и обучению: 1) латино-фильский (С. Полоцкий, С. Медведев); ...
Использование видеоматериалов для подготовки специалистов нового типа
За последнее десятилетие немало было сказано об изменении концепции образования, разработке инновационных методик преподавания, применении новых технологий в процессе обучения. В настоящее время перед преподавателями открыты широкие возможности для обучения теоретическим и практическим дисциплинам ...