Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме, делая доходчивым содержание. Логика построения, красота и гармония в соотношениях частей сюжета присуща, как уже было замечено выше, не только творениям человека. Признаки композиции, мы обнаруживаем, в природных формах, в строении растений, животных организмов и в строении Вселенной. Поэтому слово "композиция" в учебной деятельности равно применимо к описанию цветка, к построению книги или изображения животного. По определению Н. А. Гончаровой: "Композиция является выразителем структурно - гармонической целостности объектов художественной формы, предметов и явлений окружающего мира и одновременно средством организации, построения этой целостности".
Композиция — способ организации "материала" искусства. Под материалом в данном случае подразумевается не только физическая масса — тесто, глина, краски, но и сюжет, идея, натура, все, что будучи преобразовано актом творчества, создает художественное произведение в его конечной художественной форме. Известный советский ученый Л. С. Выготский писал о том, что под материалом разумеются житейские отношения, случаи, быт, характеры. Расположение событий рассказа, тот способ, каким знакомит поэт читателя со своей фабулой, композиция его произведений, представляет чрезвычайно важную задачу для словесного искусства. Из приведенной цитаты ясно видно, как тесно связаны между собой композиция и форма произведений искусства. Если рассматривать форму как конечный результат творческого процесса переработки и преодоления материала, в котором этот материал располагается по законам художественного построения, то композиция как раз и является тем способом, тем законом художественного построения, без которого невозможно создание формы и законченного художественного произведения.
Без осмысления композиционного построения как средства организации материала невозможно ни выносить суждение о произведениях искусства и создавать их самостоятельно. Задачей композиционного построения произведения является распределение материала будущему сюжету, таким образом, и в такой последовательности, взаимосвязи частей произведения и всех элементов художественной формы, чтобы наилучшим образом выявить смысл и назначение произведения и создать выразительную и гармоничную художественную форму.
Гармонизируя форму, композиционное построение тем самым обогащает содержание и повышает ценность произведения в целом. Композиция является одновременно категорией содержания, выявляющий смысл, и категорией формы, гармонирующей форму. Таким образом, через композицию осуществляется неразрывное единство содержания и формы. Следует заметить, опираясь на источники имени Е.А. Григорян, что понятие "содержание" всегда шире, чем понятие темы, сюжета, идеи, и оно включает в себя переосмысленный в процессе творчества "преодоленный" материал и художественную ценность, которую произведение приобретает благодаря разработке формы. Форма и содержание в произведении представляют собой диалектическое единство.
В художественной форме материализуется содержание, как пишет М. И. Каган: "содержание произведения есть смысл его формы, и что в произведении искусства все является содержанием". Форма и содержание органически слиты в конечном результате, а в точности в художественном произведении. Но разделяя эти понятия, противопоставляя их друг другу, мы имеем возможность вычленять формальные признаки художественной формы и выявлять средства, с помощью которых строится сюжет. Вычленение композиционных средств и их изучение необходимо для освоения основ композиции. Наша задача в ходе исследования, взглянуть на композицию с точки зрения формальной структурной организации материала, проанализировать связи и отношения, которые возникают между элементами формы в процессе композиционного построения. Но прежде всего, чтобы обучать школьников младших классов композиционным основам необходимо определить, в чем выражается композиционное построение, каковы его отличительные признаки.
Статьи по теме:
Изменение силовых и скоростно-силовых показателей у
юношей Х классов за период эксперимента
Анализ силовых показателей у юношей Х класса после эксперимента показал, что степень прироста силовых способностей в экспериментальной и контрольной группах была различной. В экспериментальной группе по четырем силовым показателям (подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа ...
Этапы трудового воспитания
Трудовое воспитание должно быть тесно связана с нравственными и физическими его сторонами, иначе труд в воспитании человека не принесёт пользы. Задачи трудового воспитания усложняются с возрастом обучаемых. Они решаются поэтапно. У детей младшего возраста воспитывается трудолюбие и бережливость. Де ...
Выявление уровня сформированности экологических представлений
у детей 5-6 лет
Целью констатирующего эксперимента является определение уровня сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет. Поэтому экспериментальное исследование включает следующие этапы: 1. Подбор методов диагностики уровня сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет 2. Выявлени ...