В качестве дополнительных занятий с детьми проводились следующие виды занятий:
Работа над голосом и речевым дыханием, работа над ритмами.
Обучение нормами орфоэпии, работа над словесным ударением.
Работа над словом, фразой, текстом.
Развитие навыков самоконтроля над произношением
Работа по формированию фонематических функций строится с учетом сложности и последовательности формирования этих функций в онтогенезе и осуществляется в двух направлениях: развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем и развитие фонематического анализа и синтеза).
Упражнения по формированию восприятия устной речи на фонологическом уровне:
1.Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. При уточнении правильной артикуляции звука (например, С) обращает внимание на работу артикуляционных органов при его произношении: губы растянуты в улыбке, кончик языка располагается за нижними резцами. Для закрепления зрительного образа звука детям предлагаются изображения – символы: губы растянуты в улыбку; язык с опущенным вниз кончиком.
Формирование умения кинестетически ощущать положение кончика языка (приподнят или опущен) осуществляется в процессе сравнения звука (С) со звуком (Т), с помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется центральная узкая и холодная воздушная струя, голосовые складки вибрируют. Слуховой образ звука (С) сравнивается с неречевым звучанием, например, с выпускаемым из шарика воздухом. Положение языка при произнесении звука (С) подкрепляется определенным положением кисти руки.
2.Выделение звука на фоне слога. Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук (например, подать сигнал, если в слове слышится звук (С) рисунок изображен на карточке), после формирования правильного произношения этого звука проводится его выделение из слога.
3.Выделение звука на фоне слова. Проводится на материале слов, включающих данный звук и не имеющих его:
- подать сигнал при заданном звуке;
- отобрать, а позднее назвать картинки, в названии которых имеется соответствующий звук.
4.Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука:
- назвать в слове первый звук, последний звук;
- определить местоположение заданного звука в слове;
- разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой – в конце, в третий – в середине;
- выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в середине слова;
- выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в середине слова;
- выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в конце слова;
- подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале слова;
- подобрать слова, в которых заданный звук находится в середине слова;
- подобрать слова, в которых заданный звук находится в конце слова;
- игра «Веселый поезд»: перед детьми – поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне. В первом те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце;
- работа с карточками. Детям раздаются карточки: и фишка. По заданию, при назывании слова, фишка располагается в соответствии с местоположением звука в слове.
5.Определение последовательности и количества звуков в слове:
- посмотреть на картинку, проанализировать слово – название этой картинки и составить его графическую схему;
- работа со звуковой линейкой: ребенок последовательно называет звуки в слове, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет их количество;
Статьи по теме:
Принципы и эффективность дидактической игры
Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так же использован ...
Организация практической работы по развитию речи с
детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Частичное или полное нарушение слуха, наступившее в самом раннем возрасте или врожденное, вызывает значительные особенности в психоречевом развитии таких детей. Без специального обучения речь глухих детей не развивается, что, в свою очередь, вызывает отставание и особенности в познании окружающего ...
Особенности обучения одаренных детей и пути развития их одаренности
При достаточном внимании к проявлениям интеллекта и познавательным потребностям ребенка, а также использовании взаимодополняющих методов диагностики можно выявить детей с незаурядными умственными возможностями. Тогда сразу же встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному ...