- отобрать картинки, в названии которых заданное количество звуков;
- придумать слово с заданным количеством звуков;
- распределить картинки по количеству звуков: в один ряд те, в которых три звука, в другой – четыре, в третий – пять;
- составить схему предложенных слов;
- подобрать картинки (слова) к предложенным графическим схемам.
6.Определить место звука в слове по отношении к другим звукам: игра «Найди соседей» (вместе с детьми анализируются предложенные слова, выясняется, какой звук слышится в слове перед и после заданного звука).
При формировании фонематических функций в процессе выполнения предложенных упражнений рекомендуется следующая последовательность и содержание предъявления речевого материала (на примере звука С):
1.Слоги структуры типа СГ: ТА, СА, МЫ, ЛУ, СО, РУ, СЫ, НА, СУ, КО, СА, ВЫ, МУ и т.д.
2.Односложные слова без стечения согласных, состоящих из открытого слога: сад, так, сок, суп, пыль, сыр, мак, дым, сон, рак, сын, лак, нос, лес.
3.Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: сало, мама, лапа, рана, сани, сода, луга, сыты, рука, сухо, весы, Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, косы.
4.Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: сахар, дубок, сокол, гамак, сурок, повар, сынок, сухой, топор, сырой, сытый.
5.Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: санки, марка, сушка, утка, сопка, сотня, сырки, полка, сукно, сугроб, лесной, весна.
6.Односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, стул, крот, сто, сталь, гром, сноп, свой, смог, стук, враг, брат, слух, слон.
7.Односложные слова со стечением согласных в конце слова: куст, мост, волк, пост, наст, пласт, мест, полк, тигр.
8.Двусложные слова со стечением согласных в начале слова: слава, столы, стулья, трава, скала, свая, слоны, слово, дрова, стакан, скатерть, крыло, спутать.
9.Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова: ставни, спутник, словно, смуглый, столько, правда, ступка, славный, клумба.
10.Трехсложные слова: самолет, полоса, сарафан, посуда, кастрюля, старики, скамейка, настойка.
Работа по развитию более сложных форм фонематического анализа способствует совершенствованию слухо-произносительных дифференцировок. Потому после отработки отдельного звука по указанному плану проводится его сопоставление с другими звуками:
с артикуляторно близкими, но акустически далекими, например, С Ш;
с артикуляторно и акустически близкими, например, С-З, С-С´, С-Ц.
Развитие ручной и артикуляторной моторики осуществлялось по двум направлениям: формирование кинестетической основы и формирование кинетической основы ручных и артикуляторных движений.
Следующие упражнения по развитию кинестетической основы движений рук:
Наклонить руку, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут вверх.
Опустить кисть правой руки вниз, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут влево.
Опустить кисть левой руки вниз, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут вправо.
Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх.
Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально кисть левой (правой) руки.
Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, кисть левой (правой) прислонить к ней вертикально.
Слегка согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, оставив сверху отверстие.
Соединить наклонно пальцы правой и левой рук, большие пальцы при этом прижаты к кистям.
Кисти рук в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только большие пальцы рук отведены от кистей и располагаются горизонтально.
Вытянуть указательный и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжаты.
Статьи по теме:
Барьеры общения и актуальность их минимизации в условиях совместной
деятельности
Актуальность проблемы "барьеров" общения обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений "человек-человек". Очевидно, что в сфере бизнеса, педа ...
Теоретическое занятие как прием восприятия текста
Этот вид занятия дает возможность учителю познакомить детей с теми теоретическими понятиями, которые доступны им, являются частью субкультуры детства, способствуют восприятию текста. Это такие понятия, как рифма, сравнение, сопоставление, эпитет, олицетворение, такие жанры, как сказка, стихотворени ...
Описание фрагментов уроков по изучению вопросов культуры в 5 классе
4.1 Тема: «Мудрость Древнего Китая» Цели: Обучающие: - формирование представления о гео.положении Китая, его природных условиях и занятиях населения; - формирование представления о Конфуции и конфуцианстве; - формирование представления об императоре Цинь Шихуане, как о правителе, объединившем Китай ...