Организация и методы диагностики нарушений письма у учащихся начальных классов общеобразовательной школы

Аналитическое образование » Коррекция дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у учащихся начальных классов общеобразовательной школы » Организация и методы диагностики нарушений письма у учащихся начальных классов общеобразовательной школы

Страница 1

На современном этапе развития логопедии как науки все большее значение приобретают нейропсихологические методы диагностики речевых нарушений школьников. Комплексное нейропсихологическое обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции. (Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина)

Цель обследования – определение возможных механизмов расстройства письма, выявление структуры дисграфического дефекта, характера и степени выраженности нарушений, составляющих ее компонентов.

Для выявления речевых нарушений младших школьников нами была выбрана диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов, разработанная Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной. Методика носит тестовый характер. Процедура ее проведения и система оценки стандартизованы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также использовать ее для прослеживания динамики речевого развития и эффективности коррекционного воздействия.

Методика состоит из двух разделов. Первый, больший по объему, направлен на исследование особенностей устной речи, второй – на проверку письменной речи.

Первый раздел включает в себя два блока, позволяющих констатировать сформированность экспрессивной и импрессивной речи. Каждый блок в свою очередь подразделяется на серии, а серии – на группы заданий, объединяющих конкретные речевые пробы.

Блок 1, направленный на проверку экспрессивной речи, состоит из 5 серий:

1 серия оценивает преимущественно состояние уровня моторной реализации и включает в себя пробы на проверку артикуляционной моторики, степени сформированности слоговой и звуковой структуры слова, возможности переключения при произнесении цепочек слогов. В рамках этой серии проводится обследование звукопроизношения.

2 серия осуществляет проверку сформированности словообразователь- ных навыков.

3 серия проверяет синтаксис, или возможности грамматического структурирования.

4 серия направлена на обследование состояния связной речи.

5 серия проверяет номинативную функцию речи.

Блок 2 направлен на исследование импрессивной речи, состоит из 3 серий.

1 серия направлена на проверку понимания далеких и близкий по звучанию и значению слов, обозначающих предметы и действия.

2 серия проверяет понимание сложных лексико-грамматических конструкций.

3 серия исследует особенности фонематического восприятия.

Второй раздел методики направлен на проверку письменной речи. Он состоит из 3 серий, которые представлены в вариантах, несколько отличающихся для первоклассников и учащихся 2-3 классов.

1 серия исследует предпосылки письменной речи. Она включает пробы на языковой и звуко-буквенный анализ, предназначенных определить количество слов в предложении, слогов и звуков в слове и т.д.

2 серия направлена на оценку письма. Испытуемым 2-3 классов предлагается небольшой диктант. При анализе результатов учитывается количество дисграфических ошибок и их типы, а также количество не дисграфических ошибок.

3 серия проверяет навыки чтения. Учащимся 2-3 классов предлагается прочесть текст «Как я ловил раков». Учитывается скорость чтения, правильность и понимание прочитанного.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Стимулирование образовательных учреждений и учителей, активно внедряющих инновационные образовательные программы
В конкурсе образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы два года подряд участвовала МОУ Бельская СОШ. В конкурсе лучших учителей также два года участвовала Филипченкова Светлана Владимировна, учитель физики высшей категории Бельской СОШ. К сожалению, победить не у ...

Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений, но мы в своей работе возьмем за основное определение академика М.С. Гилярова: «экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между со ...

Анализ результатов коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
В процессе работы по развитию ручной и артикуляторной моторики, предусматривающей формирование кинетической и кинестетической основы движений, дети научились уточнять состав двигательного акта, осуществлять кинестетический анализ и синтез ручных и артикуляторных движений, превращать отдельные двига ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru