Культурно-патриотическое воспитание
Центром культурно-патриотического воспитания может стать этнографический музей, литературная или музыкальная гостиная, клуб по интересам. В Камышине это, например, Камышинский историко-краеведчес-кий музей или Драматический театр.
Здесь происходит приобщение учащихся к духовным и культурным ценностям, национальным традициям, прививается любовь и интерес к языку и культуре страны, региона, города. Это могут быть:
- экскурсии по родному краю;
- посещение спектаклей, выставок, музеев;
- выпуск стенгазеты;
- кружки художественного, декоративно-прикладного творчества;
- ученический театр;
- конкурсы художественной самодеятельности;
- встречи с деятелями искусства и культуры, местными поэтами, художниками;
- тематические воспитательные часы, вечера.
Нельзя ограничиваться только культурой и искусством России, необходимо показать ее место среди мировой культуры.
Привитие интереса к родному языку и культуре осуществляется при помощи:
- выпуска стенных газет, посвященных родному краю;
- экскурсий по интересным местам области, связанным с именами деятелей литературы и искусства;
- экскурсий в музеи;
- создания и расширения базы школьных этнографических музеев;
- посещения выставок и выставочных павильонов;
- туристических поездок по историческим местам;
- написания сочинений;
- кружков художественного и декоративно-прикладного творчества;
- конкурсов чтецов, художественной самодеятельности; театральных студий, кружков.
Гражданско-патриотическое воспитание предполагает:
- изучение основных положений Конституции на фоне исторического развития промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры;
- знакомство с вопросами государственной и общественной жизни страны.
Гражданско-патриотическое воспитание молодежи формирует не просто законопослушного гражданина, человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к государственной символике, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание, способствует единению всех граждан республики.
Урочная работа. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию, прежде всего, проводится на уроках общественных дисциплин, русского языка и литературы, допризывной подготовки, физической культуры.
Уроки общественных дисциплин: изучается Конституция, создаваемые условия для демократии и гражданского согласия, свободного, достойного развития личности; прививается уважение к государственной символике; чувство гордости за свою страну и готовность к выполнению социальной роли гражданина.
Уроки русского языка и литературы прививают любовь и уважение к родному языку, литературе, культуре, природе, людям, живущим на этой земле, необходимость беречь и украшать родную землю.
Уроки допризывной подготовки и физической культуры формируют морально-психологическую и физическую готовность к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества, воспитывают уважение к Вооруженным Силам, к защитнику Отечества.
Внеурочная и внеклассная работа. Информационные часы: учащиеся убеждаются в необходимости для России мира и международного сотрудничества.
Могут проводится месячники правовых знаний:
- изучение конституции РФ;
- цикл лекций развивающих политическое самосознание учащихся;
- работа кинолектория «Ребёнок и закон», «Подросток и закон»;
- встречи с работниками правоохранительных органов;
- работа кружка правовых знаний («Правовед», «Закон и ты» и т. п.);
- конкурс творческих работ;
- беседы «Умеешь ли ты общаться?», «Учись быть современным и нравственным», «Я и мои современники» и др.;
- диспуты;
2. Ученическое самоуправление. Важная роль в организации идеологической работы отводится органам самоуправления.
Совет школы и родительский совет другие органы ученического самоуправления формируют лидерские качества, устойчивое сознательное отношение к коллективу, к выполнению своих обязанностей по отношению к другим членам коллектива.
Героико-патриотическое воспитание – это воспитание любви к своей Родине, уважение ее Вооруженных Сил, защитников Отечества на основе героического прошлого своего народа. Центром работы по героико-патриотическому воспитанию может быть музей боевой (трудовой) славы (здесь должны работать лекторские, поисковые группы). В работе музея можно использовать разнообразные формы:
- организация походов и экскурсий с целью пополнения фонда музея;
- проведение тематических выставок;
- подготовка и проведение конференций;
- чествование победителей конкурсов;
- уроки истории;
- встречи с ветеранами войны и труда, выпускниками, бывшими учителями школы.
Работа в данном направлении может включать в себя следующее:
1. Работа отряда, оказывающего помощь ветеранам войны и труда.
2. Работа поискового отряда (здесь не обязательно искать заброшенные захоронения; поиск исторических сведений о родном крае, составление истории родного города, родной деревни, написание сочинений, рефератов, составление фотодокументов, летописей и т. п. – формы поисковой работы).
Статьи по теме:
Оснащение школ дотационных регионов учебным оборудованием
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2006-2008 годах в школы всех российских регионов осуществлялась поставка учебного и учебно-наглядного оборудования. Основными целями этого направления нацпроекта выступали внедрение современных образовательных технологий и повыш ...
Компьютерные клубы, как современная форма досуговой деятельности
В России число детей, проводящих время перед монитором компьютера дома или в компьютерном клубе, с каждым днем становится все больше и больше. Во времена Советского Союза достаточно широко была развита инфраструктура так называемого детского и молодежного досуга. Кружки, секции, дома творчества, до ...
Воспитательный и обучающий потенциал игровой деятельности
На значение игры в воспитательном процессе обращали специальное внимание классики советской педагоги Н.К. Крупская и А.С. Макаренко. Н.К. Крупская писала: «Увязка воспитательного процесса с жизнью останется чисто формальной и не даст воспитательного эффекта. Чтобы получился этот воспитательный эффе ...