Понятие познавательной активности

Страница 1

Активность является важнейшей характеристикой личности и ее деятельности. В обучении активность личности является одной из основных предпосылок достижения целей обучения и воспитания, общего и профессионального развития личности специалиста.

Понятие активность в сфере научных знаний определяется неоднозначно, что указывает на сложность исследуемого феномена.

В философии активность понимается как универсальное, всеобщее свойство материи.

И.А. Джидарьян относит понятие активности к группе общенаучных. Оно, как отмечает автор, «фиксирует такое свойство явлений и систем материального мира, которое проявляется в их способности к внутренне необходимому движению и связано с процессами самоизменения, саморазвития, саморегуляции». Автор конкретизирует философскую трактовку и закрепляет данное понятие лишь за той системой материального мира, которая обладает развитым сознанием, т.е. человеком. Материальная система приобретает качественно новый уровень своего развития, в котором активность «становится важнейшей, сущностной характеристикой высочайшей по своей сложности системы».

Активность человека, по мнению М.С. Кагана, «призвана обеспечить не только его биологическую, но и его социальную жизнь».

Итак, активность в философском смысле означает коренное свойство материи и характеризует способность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни с целью самосохранения. Она выражается в определенном поведении организма. Активность человека имеет социальную природу. Благодаря сознанию, человек способен целенаправленно взаимодействовать с природой и обществом, изменяя и преобразуя не только окружающую среду, но и самого себя. Активность выступает как социально одобренный способ поведения и деятельности человека, результатом которого являются соответствующие социально и личностно значимые изменения.

Теоретическая разработка проблемы активности в психологии проводилась К.А. Абульхановой-Славской, Л.Ф. Алексеевой, Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, Н.Ф. Добрыниным, А.Г. Ковалевым, А.И. Крупновым, А.Ф. Лазурским, В.Г. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, В.Н. Мясищевым, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейном, С.Д. Смирновым и др.

Обратимся к рассмотрению сущности понятия активность, даваемому в психологической литературе и попытаемся выделить ее особенности, значимые для понимания профессиональной направленности познавательной активности учителя.

Понятие «активность», по утверждению А.Ф. Лазурского, является основополагающим в психологии. Человек в теории личности А.Ф. Лазурского выступает как активный деятель в окружающей среде. Под «средой» автор понимает не только вещи, природу, людей, «человеческие взаимоотношения, но также идеи, духовные блага, эстетические, моральные и религиозные ценности и т.п.». Человек является не только элементом среды, для существования в которой ему необходимо приспособиться к ней. Но сама среда не является неизменной, она меняется, и эти изменения обусловлены самим человеком. Характер взаимодействия человека со средой зависит от степени одаренности человека (богатство и интенсивность прирожденных способностей) и внешних условий окружающей среды (благоприятствующих или препятствующих проявлению способностей человека). Активность, по мнению автора, это не волевое усилие в узком смысле, а нечто гораздо более широкое, лежащее в основе всех психических процессов и проявлений личности.

Однако человек не сразу становится активным преобразователем среды. Чтобы стать таковым, ему необходимо начать с приспособления, подчинения среде, подражания действиям и поведению других людей, и лишь затем, по мере своего духовного роста, постепенно, становится творцом и преобразователем жизни. Важную роль в процессе становления человека как активного деятеля играют, согласно А.Ф. Лазурскому, процессы воспитания и образования, в ходе которых природные задатки человека могут быть преобразованы в личностно и социально значимые качества личности.

В теории личности В.Н. Мясищева активность рассматривается через категорию «отношение», которое определяется как потенциал избирательной активности человека в связи с различными сторонами действительности. Отношения, и, следовательно, активность возникают там, где есть субъект и объект отношений. В качестве объекта отношений выступает окружающая действительность (предметы материальной и духовной культуры и их свойства, деятельность, люди и т.д.). Один и тот же объект вызывает у разных людей различные реакции, действия и переживания. Разнообразие реакций обусловлено, по мнению В.Н. Мясищева, особенностями индивидуального опыта человека и степенью значимости объекта отношений. Поэтому связи и отношения человека с окружающим миром, его активность в целом носят, во-первых, индивидуально избирательный характер, и являются продуктом индивидуального развития человека. Во-вторых, имеют разный уровень проявления. Чем более значим для личности объект ее отношений, тем выше уровень активности личности. Отношения личности (ее потребности, интересы, склонности), проявляемая ею активность, согласно автору, является результатом взаимодействия человека с конкретной окружающей средой, и с тем, насколько данная среда предоставляет условия для проявления и развития его активности и индивидуальности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Программа О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников как предлагаемая парциальная программа, повышающая уровень образования дошкольников
С целью повышения уровня обучения в плане развития речи детей детского сада № 165 предлагается внедрение программы О.С. Ушаковой в качестве парциальной программы, реализация которой должна повысить уровень обучения дошкольников в аспекте развития речи. Программа является результатом многолетних нау ...

Сущностная характеристика понятия межкультурной компетенции
На сегодняшний день общепризнанным является тот факт, что от качества образовательной деятельности, от уровня образованности населения в значительной степени зависит способность страны сохранить свою независимость и быть конкурентоспособной в экономическом, социальном и культурном плане. Как за руб ...

Сказка как один из приемов формирования грамматических навыков
Уже не однократно мы говорили о том, что для того чтобы состоялось адекватное осознание учеником конкретного грамматического явления, учитель стремится как можно полнее и точнее раскрыть значение новой грамматической конструкции, обратить внимание на ее особенности и формы, продемонстрировать употр ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru