При значительно выраженных нарушениях психических функций программа социальной реабилитации содержит обучение жизненным навыкам по персональному уходу (внешний вид, личная гигиена) и персональной сохранности (пользование газом, электричеством).
При умеренных нарушениях психической деятельности практикуется терапия отдыхом, досугом, побуждающими развитие интересов, организация здорового образа жизни, сексуальное воспитание.
Среди инвалидов с психическими расстройствами особую группу составляют инвалиды с умственными нарушениями. Степень интеллектуального недоразвития инвалидов, входящих в эту группу, различна.
В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности и на основе использования методики Векслера разграничивают:
♦ глубокую умственную отсталость (IQ < 20), объединяющую лиц, которых можно научить пользоваться руками, ногами, челюстями;
♦ тяжелую умственную отсталость (IQ = 20–34), представленную лицами, которые поддаются систематической обычной тренировке;
♦ среднюю (умеренную) умственную отсталость (IQ == 35–49), объединяющую лиц, которых можно обучить простым коммуникативным навыкам, элементарным навыкам гигиены и безопасности, простым навыкам ручного труда, и с трудом поддающихся обучению функциональному чтению и арифметике;
♦ слабую (легкую) умственную отсталость (IQ = 50–70), представленную лицами, которые могут приобрести практические навыки и способности к функциональному чтению и арифметике при специальном обучении.
В отечественной психиатрии принято следующее наименование умственной отсталости (с учетом указанных критериев международного документа): дебильность, имбецильность, идиотия (глубокая умственная отсталость).
В зависимости от уровня недоразвития интеллекта различают три степени выраженности олигофрении
– идиотия(тяжелое умственное недоразвитие), имбецильность
(среднее умственное недоразвитие) и дебильность
(легкая степень умственного недоразвития). В свою очередь, эти уровни умственной недостаточности подразделяются на легкую, умеренную и тяжелую степень выраженности.
Страдающие идиотией
не владеют речью (могут издавать лишь нечленораздельные звуки), не способны даже к примитивному труду, они совершенно не обучаемы и живут в мире безусловных рефлексов. Они не способны отличить горячее от холодного, съедобное от несъедобного, не узнают окружающих, даже мать. Двигательные реакции их выражаются в однообразных стереотипных раскачиваниях туловища слева направо, взад – вперед. Эмоциональные реакции их весьма примитивны и выражаются лишь в гневливо-злобных вспышках.
Страдающие идиотией нуждаются в постоянном надзоре и уходе, так как многие из них не владеют навыками самообслуживания, они обычно помещаются в особые медицинские учреждения пожизненно, ибо дома они не удерживаются в силу особенностей психического недоразвития.
Имбецильность
– средняя степень задержки психического развития. При ней больным можно привить элементарные навыки по совершению туалета, умывания, одевания, уборке помещения. Более того, они могут овладеть простейшими трудовыми процессами путем тренировки подражательных действий (например, клеить коробочки или собирать из соответствующих деталей искусственные елки). Некоторые из них даже могут усвоить простейший счет в пределах 10. Познавательная деятельность имбецилов ограничена лишь образованием представлений, образование понятий для них невозможно. У них, естественно, отсутствует способность к абстрактному мышлению. Имбецилы понимают простую речь, они сами могут усвоить и пользоваться несколькими десятками слов (но не более 50). Речь их косноязычна, состоит из отдельных слов или чрезвычайно простых предложений (состоящих, как правило, из двух несогласующихся между собой слов). Их адаптация в окружающем возможна только при наличии постоянно опекающих их родственников. Имбецилы крайне внушаемы, эта их особенность иногда используется различными мошенниками и проходимцами для совершения различных правонарушений. Собственные интересы имбецилов крайне примитивны и заключаются лишь в удовлетворении пищевой потребности. Имбецилы обучаются в специальной вспомогательной школе для олигофренов.
Статьи по теме:
Результаты экспериментальной работы по технологии планирования
воспитательной работы в школе
Результаты эффективности воспитательного процесса в классе являются одним из разделов плана классного руководителя. Необходимость включения этого раздела в план работы классного наставника объясняется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личнос ...
Особенности развития речи детей с нарушениями слуха
Глухие дети, не имеющие дополнительных нарушений, к 6—7 годам достигают психического развития, по ряду показателей близкого к нормальному. Они хорошо владеют произвольной деятельностью, направленной на выполнение тех заданий, которые предлагает им взрослый и которые требуют от них сосредоточия вним ...
Поощрение лучших учителей
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" с 2006 года осуществляется поддержка лучших учителей. Целью данного мероприятия является стимулирование преподавательской и воспитательной деятельности учителей, развитие их творческого и профессионального потенциала. Выплата дене ...