Модели личностно-ориентированной педагогики

Страница 2

В личностно-ориентированной педагогике акцент делается на развитии личностного отношения к миру, деятельности, себе. Это предполагает не просто активность и самостоятельность, но обязательно субъективную активность и самостоятельность. Если в субъектной педагогике учащийся выступает как бы проводником идей учителя, то в личностной - он творец и создатель себя и собственной деятельности. Его действия в этом случае выступают как то, что должно подвергнуться экспертизе не столько в плане верификации, сколько на легитимность и достоверность личностной позиции.

Смысл деятельности, иерархия оценок, развитие рефлексии, самостоятельности как субъективного образования (наличие личной позиции) и т.д. являются главными ориентирами личностно-ориентированного образования. Только в личностной педагогике, по мнению В.А. Петровского появляется "надситуативная активность", в субъектной педагогике вершина творчества - "перенос" усвоенного знания в новую ситуацию.

Культурологические системы образования в своей основе имеют некоторые мировоззренческие или достаточно общие конкретно-научные представления о сущности человека и особенностях вхождения его в культуру.

Инструментальные системы в своей основе, как правило, имеют тот или иной конкретный метод (в предельно широком понимании этого термина), найденный в практике и составляющий основу определенной педагогической технологии.

Условно некоторые из педагогических систем в отечественной педагогике, на наш взгляд, можно разделить на четыре группы, основаниями для выделения которых служат, с одной стороны, их ориентированность на личностную или субъектную педагогику, а с другой стороны - уровень их методологической проработанности: культурологический или инструментальный. Типологически это представлено в таблице 1.

Таблица 1. Типология основных педагогических систем.

Системы

Культурологические

Инструментальные

Личностно-ориентированные

Ш.А.Амонашвили В.С.Библер

Л.В.Занков

Субъектно-ориетированные.

Д.Б.Эльконин

В.В.Давыдов

В.Ф. Шаталов С.Н. Лысенкова Е.Н. Ильин, В.Г. Хазанкин, И.П. Волков и др.; ТРИЗ; П.Я. Гальперин-Н.Ф. Талызина

Отнесение какой-либо педагогической системы или подхода к определенному типу носит условный характер и выполняет лишь роль ориентировочной основы в понимании современных систем обучения и вычленении специфики личностно-ориентированных педагогических систем. С этой точки зрения специфика личностно-ориентированного обучения - в нацеленности данного типа обучения на создание условий для учащихся, в которых они имеют возможность создавать себя, осуществляя акт культурного утверждения себя в мире. Технологически - это школа диалога личностей, за каждой из которых стоит определенная культура (и в этом смысле это, одновременно, и школа диалога культур в широком смысле этого понятия). Психологически это означает, что личностно-ориентированное обучение в качестве "своего" результата имеет сформированность у ученика: самостоятельности в суждениях, внутреннюю независимость, самоконтроль, способность к рефлексии и др., т.е. качества, которые характеризуют активность личности по организации "своей жизнедеятельности". Именно на этом уровне "стирается" грань между обучением и воспитанием: речь идет о формировании качеств свободной личности, ее духовном развитии, где уже совершенно определенно можно говорить об отсутствии каких-либо образцов и эталонов для заучивания. Другими словами, личностно-ориентированное воспитание и личностно-ориентированное обучение по мнению Е.В. Бондаревской имеют общие цели, общие методологические основания, общие принципы. Их различие обнаруживает себя лишь на уровне содержания и конкретных технологий.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Средства, методы и условия воспитания толерантности у детей дошкольного возраста
Методы нравственного воспитания — это пути и способы реализации задач и содержания нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей. Основные функции методов данной группы — формирование опыта общественного поведе ...

Классификация самостоятельных работ, их типы и виды
К классификации по степени самостоятельности относятся типы самостоятельных работ, разработанные П.И. Пидкасистым: 1) воспроизводящие работы по образцу; 2) реконструктивно-вариативные; 3) эвристические; 4) творческие (исследовательские). Познавательная деятельность учащегося при выполнении воспроиз ...

Исследование места компьютерных технологий в структуре досуга детей и подростков
Задачами нашего исследования являются: 1. Изучение структуры досуга детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет 2. Разработка воспитательной программы профилактики компьютерной зависимости среди детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет 3. Реализация программы профилактических мероприятий вос ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru