Сформировать речевой навык – значит обеспечить учащемуся возможность правильно строить собственные, письменные и устные иноязычные высказывания и понимать высказывания других людей, в том числе носителей изучаемого языка. Так, например. Произносительный навык призван обеспечить учащимся способность:
- различать и воспроизводить фонемы и интонемы изучаемого языка;
- воспринимать и соединять последовательности незнакомых звуков;
- разделять поток звуков на значимые структурные единицы, состоящих из фонологических элементов;
- понимать и владеть процессами звукового восприятия изучаемого языка.
В свою очередь, среди лексических навыков (например, навыков использования двуязычных словарей, навыков различия компонентного состава лексической единицы и др.) особое значение имеют навыки:
- распознования и корректного социокультурного употребления в собственной речи, страноведчески маркированных лексических единиц;
- их перевода;
- лингвострановедческого комментирования социокультурного содержания языковых реалий в иностранном языке.
Лексические, грамматические, произносительные и орфографические навыки являются непременным условием формирования умений речевой деятельности, то есть умений говорить, слушать, читать, писать на изучаемом языке. Данные навыки выступают по отношению к речевым умениям такими же необходимыми условиями, как сохранение слов или грамматический явлений памяти учащегося. Использование речевых навыков, для того, чтобы самостоятельно и с учётом целей и ситуаций общения выражать свои мысли, намерения, переживания и адекватного понимания мыслей других людей – носителей изучаемого языка, является показателем сформированности речевых умений. « Владеть таким умением – значит уметь правильно выбрать стиль речи, подчинить форму речевого высказывания задачам общения, употребить самые эффективные языковые средства.
Другие умения должны рассматриваться как составляющие содержание обучения иностранному языку. К таким умениям относятся, например, так называемые учебные умения:
1) умения, связанные с интеллектуальными процессами:
- наблюдать за тем или иным языковым явлением в изучаемом языке, сравнивать и сопоставлять языковое явление в иностранном языке и в родном;
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию в соответствии с определённой учебной задачей;
- сопоставлять, сравнивать, группировать информацию в соответствии с определённой учебной задачей;
- предвосхищать информацию, обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное, прочитанное;
- фиксировать основное содержание сообщения;
- формулировать основную идею сообщения;
- составлять планы, тезисы;
- подготавливать и делать развёрнутые сообщения в виде докладов;
2) умения, связанные с организацией учебной деятельности:
- работать в разных режимах – индивидуально, в паре, в группе;
- пользоваться справочными материалами
- контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно их оценивать;
- обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к учителю, товарищам;
3) компенсационные (стратегические) умения. Данные умения проявляются в том случае, если учащийся желает передать на неродном языке то или иное сообщение или понять устное, письменное речевое высказывание, но его ограниченные языковые возможности, знания и умения не позволяют сделать ему это успешно.
Названные речевые умения, также как и языковые и страноведческие знания, подлежат тщательному отбору применительно к условиям обучении иностранному языку в том или ином типе в виде образовательного учреждения.
Статьи по теме:
Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста
Развивающая педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответс ...
Разработка перечня УПР
Перечень составляется в соответствии с рядом принципов: а). Изготавливаемое изделие должно соответствовать учебным целям и задачам, т.е. при освоении операций учащиеся должны усвоить все приемы, которые предусмотрены учебной программой. Уровень освоения должен быть соответствующим. б). Порядок осва ...
Анализ доходов и расходов ДОУ «Детский сад № 165» за 2006-2008гг
Деятельность МДОУ «Детский сад №165» общеразвивающего вида осуществляется на основе смешанного финансирования. Часть средств на покрытие расходов детсада поступает в порядке сметного финансирования из бюджета, часть - из внебюджетных источников, основным из которых является плата за посещение детса ...