Содержание работы по формированию пунктуационных навыков у учащихся начальной школы

Страница 1

Традиционная программа. Формирование пунктуационного навыка – процесс длительный и начинается в период обучения грамоте, но имеет свои особенности в зависимости от программы обучения. Обучаясь по традиционной системе 1-4-Рамзаева или Зеленина, Хохлова и “Букварь” В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько и учебник “Русский язык” под редакцией Закожурникова, система 1-3 учащиеся в период обучения грамоте знакомятся со следующими знаками препинания: точкой, запятой, восклицательным и вопросительным знаками (на практическом уровне) и читают такие тексты, в которых встречаются эти, а также другие знаки препинания (многоточие, тире, двоеточие, кавычки).

Особое внимание уделяется выразительному чтению с соблюдением соответствующих знаков препинания в конце предложения и в середине при перечислении однородных членов предложения.

Учитель обращает внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения. Учащиеся наблюдают, как знаки препинания меняют смысл и интонацию предложения. В этот период учащиеся учатся членить речь на предложения и отличать по интонации одно предложение от другого, то есть идет пропедевтическое ознакомление с классификацией предложений по цели высказывания.

В первом классе на уроках русского языка (учебник “Русский язык” М.А. Закожурниковой, Ф.Д. Костенко, Н.С. Рождественского) дети продолжают учиться выделять предложение из потока речи, из текста, отличать его от отдельных слов, соблюдать при произнесении и чтении интонацию конца предложения, интонацию перечисления (в предложениях с однородными членами), записывают его после предварительного анализа, учатся употреблять большую букву в начале предложения и точку (или другой знак препинания) в конце.

Во втором классе (учебник “Русский язык” М.А. Закожурниковой, Ф.Д. Костенко, Н.С. Рождественского, А.М. Матвеева) учащиеся знакомятся с употреблением на конце предложений, кроме точки, восклицательного и вопросительного знаков. Учатся выделять голосом нужные по смыслу слова, соблюдать правильные интонации в соответствии со знаками препинания.

В третьем классе (учебник “Русский язык” М.А. Закожурниковой, Ф.Д. Костенко, Н.С. Рождественского) даются понятия о видах предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное (по цели высказывания), восклицательное (по интонации), дети учатся правильному, уместному их употреблению в речевом общении, как в устной, так и письменной форме.

В четвертом классе (учебник “Русский язык” М.А. Закожурниковой и других) школьники получают сведения о предложениях с однородными членами (с одиночными союзами и, а, но и без союзов). Они учатся произносить их с интонацией перечисления, употреблять в устной и письменной речи, отделяя при письме однородные члены (при отсутствии союза) запятой.

Программа развивающего обучения. Иначе формируется пунктуационный навык в системе развивающего обучения; в его основе – “понимание речи, как процесса общения людей на основе использования средств языка, прежде всего – слов и предложений. Узнавание говорения и слушания, как видов устного и словесного общения”. Уже в период обучения грамоте дети выполняют упражнения с целью пробудить интерес к собеседнику, желание поделиться своими мыслями, чувствами. Дети знакомятся с существенными признаками предложения, а именно с его смысловой и интонационной законченностью. При наблюдении за интонацией логического ударения, мелодики, дети убеждаются, что каждое предложение по-своему необходимо, все зависит от конкретной ситуации. А также, таким образом, дети устанавливают законченность мысли.

Для грамматических наблюдений используются загадки, отгадывая которые, дети составляют различные по цели высказывания предложения. Дети учатся не только правильно их произносить, но и находить их в тексте, классифицировать.

В первом классе (учебник “Русский язык А.В. Поляковой) большое внимание уделяется развитию устной речи. Предусмотрено практическое освоение языковых и внеязыковых средств устного общения. В процессе развития диалогической и монологической речи идет работа над умением задавать вопросы, строить восклицательные предложения, правильно интонировать их (вопросительные и восклицательные). К концу первого класса учащиеся должны знать признаки предложения (смысловая и интонационная законченность), название предложений по интонации (повествовательные, вопросительные, восклицательные), знаки препинания в конце предложения в зависимости от интонации. Должны уметь: различать предложения по интонации, ставить нужный знак в конце предложения, составлять предложения на заданную тему по рисунку, по заданию учебника.

Во втором классе (учебник “Русский язык” А.В. Поляковой), обучая детей умению спорить, обращаем внимание на ситуационные различия и интонирования высказываний. К концу второго класса учащиеся должны знать: названия предложений по интонации и цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные), однородные члены предложения. Должны уметь: распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации, ставить в конец предложения нужный знак препинания, распознавать предложения с однородными членами, использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Коммуникативно-ориентированный подход в обучении грамматики
В соответствии с главной целью обучения иностранным языкам, когда в качестве конечного результата рассматривается рабочее владение языком, умение использовать его в реальных ситуациях общения для достижения взаимопонимания собеседников, разрабатываются и новые направления в преподавании грамматики, ...

Методическое изучение темы
Наши предки уделяли много внимания традициям и передавали их из уст в уста подрастающему поколению. Особо ярко это отражено в таких обрядах о обычаях, как свадьба, строение дома и рождение ребёнка. Еще в прошлом веке в крестьянской среде отказывались признавать брак, если не было сватовства, «закры ...

Средства, методы и условия воспитания толерантности у детей дошкольного возраста
Методы нравственного воспитания — это пути и способы реализации задач и содержания нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей. Основные функции методов данной группы — формирование опыта общественного поведе ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru