В современном обществе существует насущная потребность овладения каждым педагогом правовыми знаниями в сфере образования.
Благодаря освоению правовых и концептуальных знаний в области законодательства, применению их на практике, педагог может обеспечить развитие планово-прогностической направленности своей деятельности, включиться в объективную оценку соответствия (несоответствия) реальных образовательных результатов и ожиданий основных заказчиков и потребителей образовательных услуг.
Позитивные тенденции
1. Сущностные изменения отношений дошкольных образовательных учреждений с субъектами внешней среды:
- открытость образовательной системы;
- ориентация образовательных учреждений на основных «заказчиков и потребителей»;
- адекватность реакции на изменения внешней среды;
- развитие социального партнерства.
2. Сущностные изменения внутренней среды дошкольных образовательных учреждений (профессионализм педагогических кадров, новые образовательные технологии, организационная культура), которые должны обеспечить:
- успешность ребенка в течение всего пребывания в дошкольном образовательном учреждении;
- реализацию в дошкольных образовательных учреждениях развивающих образовательных технологий;
- оптимальное соотношение различных видов деятельности (регламентированной и нерегламентированной) воспитанника, его эмоциональной, познавательной, творческой, физической активности;
- реализацию субъектной позиции воспитанника (его родителей) в образовательном процессе;
- необходимость и достаточность степеней свободы для выбора воспитанниками способов общения, поведения;
- возможность выбора воспитанниками видов деятельности, средств, материалов, содержания и направленности образования (в соответствии с интересами и способностями);
Негативные тенденции:
- несоответствие содержания образовательных программ ДОУ, требованиям к его качеству;
- отсутствие в образовательных программах и у педагогов ориентации на формирование у детей необходимых качеств и компетенций;
- не разработаны контрольно-измерительные материалы, соответствующие современным образовательным стандартам, связанные с формированием личностных качеств воспитанников и компетенций;
- преобладание регламентированной («занятийной») формы обучения воспитанников;
- отсутствие механизмов, способов отслеживания достигаемых образовательных результатов отдельными воспитанниками и корректировки образовательной траектории (маршрута развития) в зависимости от их достижений, возможностей и склонностей;
- традиционный подход к планированию и проектированию воспитательно-образовательной работы педагогами.
Значимость разработки рабочей программы вызвана необходимостью удовлетворить законодательные требования (см. Закон РФ «Об образовании» от 22.08.2004), предъявляемые сегодня к педагогам образовательных учреждений (в Законе РФ «Об образовании», ст.32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения», п.7 - «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин»).
Государственные образовательные стандарты (федеральный и региональный компоненты) для педагогов дошкольного образовательного учреждения являются заданными извне требованиями к качеству образования, поставленными образовательному учреждению государством.
Статьи по теме:
Сенсорное воспитание в детском саду
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем ...
Анализ различных подходов к исследованию самостоятельной деятельности
учащихся в процессе обучения
Проблема самостоятельной деятельности учащихся и средств ее организации в структуре урока имеет свою богатую историю и свои традиции в теоретическом освещении и реализации ее основных положений в практике работы школы. Первое направление начинается с глубокой древности. Его представителями можно сч ...
Технология изображения пейзажа в зависимости от
времени года
Каждое время года обладает в природе своей собственной игрой красок. Возьмем, например, синеву неба. Весной она кажется ясной и прохладной, в жаркие летние дни покрыта легкой дымкой, а ясными осенними днями сияет почти теплой голубизной. Для весенней листвы деревьев характерен свежий сияющий зелены ...