Анализ учебников по русскому языку для начальных классов в аспекте изучаемой темы

Аналитическое образование » Изучение лингвистической терминологии на уроках русского языка в начальной школе » Анализ учебников по русскому языку для начальных классов в аспекте изучаемой темы

Страница 1

Содержание курса по любому учебному предмету, в том числе и по русскому языку, устанавливается программой. Программа - это основной государственный документ, определяющий содержание курса, его объём, последовательность изложения материала, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данному учебному предмету.

Действующие программы по русскому языку для начальной школы ориентированы на приобретение первоначальных сведений по всем разделам науки о языке. В настоящее время преподавание русского языка в начальной школе ведется по программе средней общеобразовательной школы. Русский язык. 1-4 класс.

В основу обучения языку по программе М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» положена система лингвистических понятий, освоение которых помогает ребенку осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность, умение понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи. В целом набор используемых понятий близок к тому, который традиционно рассматривается в начальных классах.

В I классе в центре внимания находятся понятия: «родной язык», «устная и письменная речь», «слово», «звук», «буква». В связи с работой над словом осуществляется первоначальная группировка по частям речи (без использования терминов). Например, местоимения определяются как слова-указатели (ничего не называют, но позволяют указать на кого-то или что-то). Предлоги - как слова-помощники (помогают связывать между собой другие слова). Самостоятельные части речи авторы объединяют в группу «слова-названия» - называют кого-то или что-то, действия, признаки, количество.

Термин «орфограмма» в I классе не используется - пока он заменяется выражением «опасное при письме место».

Термины «одушевленные, неодушевленные слова» в I классе не вводятся, а используются выражения «слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?» и «слова, которые называют вещи, растения, явления природы и еще многое, что мы видим, слышим, представляем, отвечают на вопрос что?».

На новом уровне ведется изучение предложения в II классе. Учащиеся знакомятся с соответствующим понятием (с основными признаками), с видами предложений по цели (повествовательными, вопросительными, побудительными) и по интонации (восклицательными и невосклицательными).

Во II классе вводится термин «орфограмма» - место в слове, где при письме нужно выбирать букву; «интонация» - работа голоса, его усиление и понижение.

Важное понятие, которое вводится во II классе, - текст. Одновременно с ним второклассники узнают и два других; тема и основная мысль. С этого момента начинается целенаправленное формирование основных текстовых умений: осознавать тему и основную мысль текста, отбирать в соответствии с ними необходимые сведения, последовательно располагать и излагать их. Дети учатся тщательно обдумывать, а потом, после записи, улучшать свои тексты.

Необходимость использования понятий «корень слова», «однокоренные (родственные) слова», «изменение слова» потребовало включения в программу соответствующих тем. Они объединены в раздел «Размышляем о словах». Термин «корень» в учебнике трактуется как общая часть родственных слов; родственные слова - это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова; окончание – это изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом.

В разделе «Продолжаем размышлять о словах» вводится термин «антонимы» - слова с противоположным значением.

В разделе «Знакомься: другие части слов!» термин «приставка» определяется как часть слова, которая находится перед корнем, а «суффикс» часть слова после корня.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Методы диагностики развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Цель исследования: исследование понимания инструкции и цели задания; способность устанавливать опосредованные связи и пользоваться ими при воспроизведении; особенности логической памяти. Характер исследования усложняется тем, что ребенку необходимо сделать самостоятельный выбор средств опосредовани ...

Здоровье и здоровый образ жизни как целевые параметры социально-педагогической работы
Роль социального педагога в воспитании культуры здоровья трудно переоценить. Однако успешная реализация этой важнейшей социальной задачи может осуществиться при определенном уровне подготовленности педагогов, включающей широкий круг знаний, навыков и умений. Всю свою деятельность по формированию ЗО ...

Актуальные проблемы профориентационной работы
В настоящее время в нашей стране остро стоит вопрос подготовки рабочих кадров. Президент страны Д.А.Медведев на заседании Госсовета 31 августа 2010 года сказал: «Нам нужно окончательно расчистить основу для развития профессионального образования и выстроить профессионально-техническое образование в ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru