В разделе «Части речи» дается толкование терминам «имя существительное» (слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что?), «глаголы» (слова, которые обозначают действие предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать), «имя прилагательное» (слова которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? какие?). «Местоимение» - это часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает. «Склонение имен существительных» - изменение окончаний по вопросам.
Термин "антоним" не вводится, ученики говорят - слова с противоположным значением или слова, противоположные по смыслу.
В IV классе повторение терминов «словосочетание», «текст», «тема». Изучаются виды текста: повествовательные, описательные, тексты рассуждения. «В повествовательных текстах рассказывается о том, что произошло. К таким текстам можно поставить вопрос что случилось? В описательных тестах описываются люди, предметы, животные, события. К описанию можно поставить вопрос какой? или какая? какое? В рассуждении говорится о причинах явлений и событий. Эти тексты отвечают на вопрос почему»
Еще раз даются определения терминам «корень», «приставка», «суффикс». Эти термины трактуются, так же как и в III классе, а термин «окончание» авторы учебника дополнили функцией этой морфемы (оно служит для связи слов в предложении).
В IV классе вводится термин «предлог» - часть речи, между предлогом и следующим за ним словом можно вставить вопрос или другое слово. К терминам «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол» добавляется то, что это части речи.
Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
При изучении глаголов дается термин «неопределенная форма» - начальная форма глагола. Спряжение трактуется как изменение окончания глагола по лицам и числам.
Образовательная программа "Школа 2100" представлена учебниками по русскому языку Р.М. Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В.Прониной. Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук, вводится термин «транскрипция» (упр. 27 с. 26 Прочитай слова. Они записаны так, как произносятся. Такая запись называется транскрипция). Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения терминов).
Во II классе дети уже знают термин «однокоренные слова». Пример: упр. 6, с. 7. Найди в тексте однокоренные слова и выпиши их. Почему они однокоренные?
Вводятся такие синтаксические понятия, как предложение, текст. В II классе дети уже используют термин «предложение», но в учебнике не дается определение термину, изучаются признаки предложения: «Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу» ( Например: упр. 13 с. 10. Найди предложения и прочитай. Как ты определил, что это предложения?) В этом разделе вводится термин «интонация». (Когда ты о чем-то спрашиваешь, или рассказываешь различные чувства, ты произносишь предложения с разной интонацией.)
Определение термину «текст» также не дается. Тема изучается через признаки текста: «1. Текст состоит из предложений. 2. Предложения в тексте связаны по смыслу. 3. У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чем будет говорится в тексте.»
Во втором классе не используются термины «одушевленные и неодушевленные слова», авторы учебника обозначили их как слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что? Предлагаются такие задания, как «Прочитай слова. Одни отвечают на вопрос кто?, другие на вопрос что? Почему?» Или «Спиши слова. Поставь к ним вопросы кто? или что?»
Статьи по теме:
Российский и зарубежный опыт
В Германии осуществляется дуальная система организации обучения по рабочей профессии – теоретическая часть осваивается в училище, а производственное обучение на заводе, причем немцы смогли в условиях производственного предприятия почти полностью совместить производственное обучение с производительн ...
Образование и воспитание как способ самосохранения славянских народов
Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, выносливость, отцы учили их навыкам военного дела. Существовал обыча ...
Требования, предъявляемые к качеству учебной литературы
Качество образовательного процесса во многом определяется содержанием и уровнем его методического обеспечения. Опыт методической работы в учебных заведениях позволяет констатировать, что проблемы с содержанием учебной литературы все еще актуальны. Содержание учебной литературы должно быть направлен ...