В IV классе большое внимание уделяется изучению разделов языка. Дается определение термину «фонетика» (раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слоги). Термин «графика»: 1) все те особые знаки, с помощью которых устная речь передается на письме – буквы, дефис, пробел, черточка и знаки препинания 2) наука о письме. Орфография определяется как правописание, то есть система правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний. Словообразование в учебнике - это раздел науки о языке, который изучает законы образования слов и состав слов. Морфология - раздел языкознания, который изучает группировку слов по частям речи. Синтаксис – раздел языкознания, изучающий смысл и структуру предложения, сочетание слов в предложении. Пунктуация – все правила о постановке знаков препинания в рукописном или печатном тексте.
Вводится термин «склонение» - изменение имени существительного по падежам и числам; «спряжение» - изменение глагола по лицам и числам.
Анализ учебных комплектов показал необходимость изучения терминов уже в начальной школе. В настоящее время в учебниках по русскому языку для начальных классов дается необходимый минимум терминологии, чтобы дети свободно изъяснялись, понимали смысл тех или иных терминов, правильно выполняли задания и упражнения. Но определения терминов в учебниках для начальной школы не всегда полностью совпадают с их научным толкованием. Например, в учебнике по русскому языку Р.М. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной для II класса термин «орфография» трактуется как правила правописания слов. Правописание – это и есть правила написания слов, определение термина составлено некорректно. Но в IV классе дается другое определение этому термину, которое наиболее точно совпадает с его научным толкованием (Орфография – правописание, система правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний). Неполное определение термину «интонация» дается в учебнике по русскому языку М.С. Соловейчик для II класса. Авторы делают акцент на то, что это работа голоса, его усиление и понижение. А в лингвистическом энциклопедическом словаре «интонация» - это единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произношения. В таких случаях учителю необходимо корректировать недочеты в учебниках.
Статьи по теме:
Методические рекомендации для коррекционно –
педагогической работы по формированию сенсорных эталонов
сенсорный эталон дошкольник интеллектуальный В методике сенсорного воспитания дошкольников можно выделить несколько этапов. Целью первого этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, с ...
Использование стихов и пословиц при обучении немецкой грамматике
Мы уже неоднократно убеждались в том, что обучение иностранному языку представляет собой специальным образом организованный процесс, в ходе которого в результате взаимодействия обучающего и обучаемого осуществляется воспроизведение и усвоение определенного опыта в соответствии с заданной целью. В н ...
Из истории юннатского движения в России
Становление юннатского движения способствовало развитию экологического сознания у ряда поколений нашей страны. Поэтому знание истории юннатского движения имеет определенную ценность для школьников современности. Основные исторические вехи юннатского движения отражены в журналах «Юный натуралист» и ...