Воспитывающая функция среды. Среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.
Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие, позволяя ребенку быть творцом в продуктивных видах деятельности.
Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятелсьности от простых ее форм к более сложным.
Предметно-пространственная среда создается с целью решения задач:
1. Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
2. Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста.
3. Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний.
4. Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
Воспитатель, определяющий в своей рабочей программе подходы к построению среды, является с одной стороны ее автором, с другой – ее компонентом.
Автором, потому, что определяет свое место в среде относительно каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду вместе с воспитанниками. Создавая «среду обитания» ребенка, воспитатель с детьми решает много задач. Они становятся дизайнерами, декораторами, портными, художниками, и т.д.
Компонент потому, что определяет свое место в среде относительно каждого ребенка. Вот сильный ребенок в интеллектуальном развитии – он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на интересующий вопрос. Этому ребенку достаточно подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто, нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, показ, совместное выполнение действий и т.д. Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех и радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.
Педагогам в ходе разработки рабочей программы необходимо учесть следующее содержание:
- виды основных образовательных программ (комплексные, парциальные), входящих в состав программно-методического комплекса организации образовательного процесса, определенных образовательной программой ДОУ;
- виды дополнительных (авторских) программ (оздоровительные, развивающие, компенсирующие), также входящих в состав программно-методического комплекса организации образовательного процесса, определенных образовательной программой ДОУ;
- систему используемых образовательных технологий, методик;
- методический комплекс (методические пособия для педагога),
- дидактический комплекс (пособия для организации воспитания и обучения),
- формы образовательной работы с детьми (недельная образовательная нагрузка), предусматривающие различные организационные формы – регламентированные (совместные), нерегламентированные (совместные и самостоятельные).
Статьи по теме:
Сущность индивидуального подхода к учащимся
В настоящее время можно видеть признаки несоответствия между уровнем обучения значительной части выпускников коррекционной школы и растущими требованиями к подготовленности рабочих массовых профессий. Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение простых видов работ в об ...
Конструктивное знание
Основное внимание уделяется не «дисциплине» или «программе», а личности человека (обучающегося), причем сообщаемое знание должно побуждать личность к изменениям. Поэтому конструктивное знание иногда называют преобразовательным. Почему «конструктивное»? - Обучающийся самостоятельно конструирует смыс ...
Изучение эффективности
проведенной работы по формированию патриотизма и гражданственности школьников
среднего звена
После проведения системы занятий, направленных на формирование патриотизма и гражданственности школьников, был проведен контрольный эксперимент, цель которого – выявление итогового уровня сформированности патриотизма и гражданственности шестиклассников. Результаты контрольного эксперимента представ ...