Воспитывающая функция среды. Среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.
Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие, позволяя ребенку быть творцом в продуктивных видах деятельности.
Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятелсьности от простых ее форм к более сложным.
Предметно-пространственная среда создается с целью решения задач:
1. Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
2. Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста.
3. Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний.
4. Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
Воспитатель, определяющий в своей рабочей программе подходы к построению среды, является с одной стороны ее автором, с другой – ее компонентом.
Автором, потому, что определяет свое место в среде относительно каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду вместе с воспитанниками. Создавая «среду обитания» ребенка, воспитатель с детьми решает много задач. Они становятся дизайнерами, декораторами, портными, художниками, и т.д.
Компонент потому, что определяет свое место в среде относительно каждого ребенка. Вот сильный ребенок в интеллектуальном развитии – он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на интересующий вопрос. Этому ребенку достаточно подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто, нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, показ, совместное выполнение действий и т.д. Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех и радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.
Педагогам в ходе разработки рабочей программы необходимо учесть следующее содержание:
- виды основных образовательных программ (комплексные, парциальные), входящих в состав программно-методического комплекса организации образовательного процесса, определенных образовательной программой ДОУ;
- виды дополнительных (авторских) программ (оздоровительные, развивающие, компенсирующие), также входящих в состав программно-методического комплекса организации образовательного процесса, определенных образовательной программой ДОУ;
- систему используемых образовательных технологий, методик;
- методический комплекс (методические пособия для педагога),
- дидактический комплекс (пособия для организации воспитания и обучения),
- формы образовательной работы с детьми (недельная образовательная нагрузка), предусматривающие различные организационные формы – регламентированные (совместные), нерегламентированные (совместные и самостоятельные).
Статьи по теме:
Методическое изучение темы
Наши предки уделяли много внимания традициям и передавали их из уст в уста подрастающему поколению. Особо ярко это отражено в таких обрядах о обычаях, как свадьба, строение дома и рождение ребёнка. Еще в прошлом веке в крестьянской среде отказывались признавать брак, если не было сватовства, «закры ...
Теоретические основы технологии визуализации
В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. В этой связи назрела потребность в систематизации накопленного опыта визуализации учебной информации и его научного обоснования с позиций технологического подхода к о ...
Дидактическая игра, как средство активизации
познавательной деятельности младших школьников
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере ра ...