Цель нашего исследования, выявить до какого возраста в наше время сохраняется феномен «сохранения объема». Для этого мы взяли задачу Пиаже на сохранение объема и провели индивидуальное собеседование с группой детей. В нашу группу вошли испытуемые от 3-х до 6-ти лет, по два ребенка на каждый возраст (мальчик и девочка).
Задача Пиаже на сохранение объема:
Берется два одинаковых количества воды в одинаковых стаканах А и Б. Ребенку задается вопрос: «Одинаково ли воды в стаканах?». После положительного ответа вода из стакана В переливается в третий стакан С другой формы (либо более узкий и высокий либо наоборот), так чтобы изменился уровень воды. И повторно задается вопрос.
Считается, что примерно до 7-8 лет ребенок в ответе на второй вопрос скажет, что воды больше в том стакане, где уровень воды выше, что свидетельствует о сохранении феномена до этого возраста. Мы решили проверить эту гипотезу. Вот что вышло:
1. Девочка 3-х лет:
а) Одинаково ли воды в стаканах? – да. Почему? – ну… одинаково
б) – А теперь одинаково воды в стаканах? – нет. Почему? – в этом стакане водичка ниже. Если вода ниже значит её меньше? – да. Значит количество воды в стаканах не одинаково? – не одинаково.
2. Мальчик 3-х лет:
а) Одинаково ли воды в стаканах? – да. А почему ты так думаешь? – я так думаю.
б) А теперь в стаканах одинаково воды? – не одинаково. Почему? – этот стаканчик толще. Если один стаканчик толще другого, значит в них разное количество воды? – да, толстые меньше. Значит в толстом стакане меньше воды? – да.
3. Девочка 4-х лет:
а) Одинаково ли воды в стаканах? – да. Почему? - потому что стаканчики одинаковые.
б) А теперь в стаканах одинаковое количество воды? – нет. Почему? – Стаканчик с буковкой С высокий. Ты считаешь, что если один стакан выше другого в них разное количество воды? – да. А почему? – потому что один выше другого.
4. Мальчик 4-х лет:
а) одинаково ли воды в стаканах? – да.
б) А теперь? – нет. Почему ты так считаешь? – не считаю. Знаю.
5. Девочка 5-ти лет:
а) В стаканах одинаковое количество воды? – да
б) А теперь? – да. Ты уверена? – да. А почему ты так считаешь? – нет. Что нет? – разное. Ты считаешь, что в стаканах разное количество воды? – да. А почему? – я не знаю, я запуталась. После того как я перелила воду, её осталось одинаково в стаканах? – одинаково. Почему ты так считаешь? – Вода выше значит ее больше.
6. Мальчик 5-ти лет:
а) одинаково ли воды в стаканах? – да.
б) А теперь? – да. Ты уверен? – да. А почему ты так думаешь? – я так думаю. А можешь рассказать, почему ты так думаешь? – да. Расскажи. – Потому что мама говорит, что если она налила сок Пете и мне в разные стаканы сока все равно поровну.
7. Девочка 6-ти лет:
а) одинаково ли воды в стаканах? – одинаково.
б) А сейчас в стаканах одинаково воды? – да. Почему ты так считаешь? – я не знаю, а вы как считаете? – Я считаю, что ты права! – и я так считаю.
8. Мальчик 6-ти лет:
а) Одинаково ли воды в стаканах? – ну да, а что вы сами не видите?- Вижу, но мне интересно твое мнение. – Какой-то глупый вопрос, конечно одинаково.
б) А сейчас одинаково? – да, одинаково! Почему ты так считаешь? – Ну, это же тоже самое как взять бутылки с прозрачной оболочкой, одну из них положить набок, а другую поставить! Только, кажется что одна выше, а другая ниже, но они одинаковые и когда пьешь одинаково!
Статьи по теме:
Педагогическое мастерство и личность учителя
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание услови ...
Методические рекомендации по коррекции дисграфии на основе нарушения
фонемного распознавания
Взяв за основу психолого-педагогическое обоснование нарушений письменной речи, а также результаты диагностики, нами были разработаны методические рекомендации по коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания. На примере речевого дефект Даниила В. мы представим систему коррекционно ...
Коммуникативно-ориентированный подход в обучении грамматики
В соответствии с главной целью обучения иностранным языкам, когда в качестве конечного результата рассматривается рабочее владение языком, умение использовать его в реальных ситуациях общения для достижения взаимопонимания собеседников, разрабатываются и новые направления в преподавании грамматики, ...