Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу

Аналитическое образование » Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу

Страница 4

В. А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» описывает, с каким увлечением старшие дошкольники рисуют то, что наблю­дали на экскурсиях, приводит тексты сочиненных ими рассказов, сказок о природе,

труде людей. Автор отме­чает: «И в этих рассказах, как самоцветы, сверкали яркие образы, сравнения». Несомненно, что такие занятия развивают творче­ство, способствуют тому, что понимание красоты природы стано­вится более осознанным и глубоким.

Под влиянием эстетических впечатлений, знаний, которые дети приобретают на экскурсиях, существенные изменения претерпе­вает чувство любви к родной природе: из простого любования ее красотой оно перерастает в действенную силу. Для формирования такого отношения к окружающему миру необходимо единство чувств, знаний, действий. Показателем активной любви дошколь­ника к природе является, прежде всего, бережное отношение к ее богатствам. С первых лет жизни ребенок приучается беречь рас­тения, — не только выращенные человеком, но и дикорастущие, усваивает правила — не ломать ветки кустов и деревьев, не выры­вать с корнем цветы и травы, не затаптывать их, собирать только опавшие листья, желуди, шишки и т. д.

Доступна детям, начиная со среднего дошкольного возраста, забота о птицах. На прогулках и экскурсиях они собирают ягоды калины, рябины, семена трав (подорожника, лебеды, репейника), заготавливая корм для зимующих птиц. В холодное время года следят за кормушками: очищают их от снега, подсыпают запасен­ные семена. Старшие дошкольники могут подкармливать птиц не только на участке, но и в находящемся неподалеку саду, сквере, лесу.

Действенная любовь к природе подразумевает участие в ее преобразовании. Дошкольники во время экскурсий трудятся вме­сте со взрослыми, озеленяя и благоустраивая свой город, село. В парке, сквере, саду они собирают срезанные ветки, сухие листья, окучивают саженцы, помогают высаживать рассаду. В воспитательном отношении совместная работа со взрослыми очень ценна. В ее процессе складываются благопри­ятные условия для правильного отношения к труду, природе, для формирования трудолюбия, трудовых навыков. Дети приучаются добиваться результатов, чувствуют себя участниками настоящего дела.

Благотворно сказываются экскурсии в природу на физическом развитии дошкольников. Врач и педагог Е. А. Аркин писал в свое время, что пребывание на воздухе — «самое полезное, самое лучшее средство для укрепления здоровья ребенка» .

Систематически проводимые экскурсии в природу благоприят-ствуют двигательной активности, повышению работоспособности и удовлетворению потребности растущего и развивающегося организма в свежем воздухе, что в свою очередь способствует обогащению крови кислородом, столь необходимым для нормального протекания физиологических процессов.

Испытываемые дошкольниками радость и удовольствие от общения

с природой повышают жизненный тонус, благотворно вли­яют на формирование ценных физических качеств —выносливости.

Экскурсии представляют собой особый вид занятий по озна­комлению детей с природой за пределами дошкольного учрежде­ния. Они проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. По содержанию их подразделяют (условно) на два вида. К первому относятся экскурсии в лес, парк, на луг, во­доем, ко второму — на сельскохозяйственные объекты: на огород, в сад, оранжерею, поле. Во время природовед­ческих экскурсий дети часто наблюдают труд людей, направлен­ный на охрану и преобразование окружающей среды. Например, в лесу старшие дошкольники не только знакомятся с раститель­ным и животным миром, но и видят, как взрослые сажают моло­дые деревья, как убирают сухостой, подкармливают диких живот­ных, и т. д.

С другой стороны, на сельскохозяйственных объектах педагог обращает их внимание не только на труд взрослых, но и на рост развитие растений (в саду, теплице), на повадки и образ жизни животных (на птичнике, звероферме). Конечно, в сельской мест­ности значительно легче выбрать объект для проведения экскур­сий. Но и в условиях города следует искать все возможно­сти для ознакомления дошкольников с природой. С этой целью рекомендуется использовать парки, скверы, биостанции, теплицы; знакомить детей с юннатской работой, которая ведется в школах данного микрорайона; организовывать наблюдения за озеленением и благоустройством дорог, улиц, площадей; ор­ганизовывать выезды за город.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи по теме:

Информационные технологии в обучении иностранным языкам
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие ...

Здоровье и здоровый образ жизни как целевые параметры социально-педагогической работы
Роль социального педагога в воспитании культуры здоровья трудно переоценить. Однако успешная реализация этой важнейшей социальной задачи может осуществиться при определенном уровне подготовленности педагогов, включающей широкий круг знаний, навыков и умений. Всю свою деятельность по формированию ЗО ...

Умение осуществлять поиск необходимой информации как одно из универсальных учебных действий
Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает сведения, разъяснения, изложение. Несмотря на широкое распространение этого термина, понятие информации является одним из самых дискуссионных в науке. Попыток дать наиболее общее и емкое определение категории информации б ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru