Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу

Аналитическое образование » Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу

Страница 7

В старших группах следует включать материал, который не только дополняет ранее усвоенные знания, но и вступает в извест­ное противоречие с ними. Например, дети знают, что осенью рас­тения готовятся к зиме (сбрасывают листву, прекращают рост и цветение). Зима, а, следовательно, и ее характерный признак — снег у детей ассоциируются с холодом, морозом, которые губи­тельно действуют на все живое. На экскурсиях целесообразно по­казать им, что растения готовятся не только к зиме, но и к будущей весне, закладываются почки на ветках деревьев и кустов, у многих травянистых растений образуются бутоны, из которых весной появятся листья, цветы. Таким образом, дошкольники под­водятся к пониманию явлений, которые в какой-то мере противо­речат прошлым представлениям: оказывается, что холод — одно из условий дальнейшего развития многих растений, а снежный по­кров защищает их от холода, а также служит теплой постелью для зайцев, тетеревов, глухарей.

Включение знаний, которые активизируют прошлый опыт де­тей, приходят с ним в столкновение, противоречие, способствует повышению продуктивности мышления, развитию познавательных интересов.

Для того чтобы расширить, углубить, обобщить представления дошкольников о знакомом объекте, явлении, раскрыть его новые качества, свойства, характеризующие процесс изменения, разви­тия, организуются повторные экскурсии в разные времена года, а часто и несколько раз в течение одного сезона. Многократно проводятся, например, экскурсии в лес, парк, на водоем, в поле.

Цикл повторных экскурсий проводится по усмотрению воспи­тателя на отдельные объекты, наиболее интересные для данной местности. Причем важно правильно определить сроки прове­дения, так как от этого зависит их познавательная насыщенность: повторные наблюдения целесообразно организовывать в тот пе­риод, когда наиболее ярко выражены характерные

особенности, качественные изменения того или иного предмета, явления.

При разработке содержания экскурсий необхо­димо исходить из программных требований и природного окруже­ния. В каждом дошкольном учреждении следует определить природные и сельскохозяйственные объекты, ознакомление с которыми целесообразно проводить с детьми той или иной возрастной группы, а также наметить объем знаний, которые должны усвоить дети. Исходя из этих условий определяется перечень экскурсий, устанавливается их последовательность и примерные сроки проведения. «При планировании системы экскурсий рекомендует придерживаться следующих принципов:они должны обеспечить первоначальное яркое целостное вос-приятие предметов и явлений природы, что диктуется решающей ролью эмоционального фактора в пробуждении и возникновении у детей интереса;повторные экскурсии следует намечать в тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги;постепенное усложнение программного содержания экскурсий должно идти по двум линиям: расширение круга наблюдаемых явлений и последовательное углубление и обобщение знаний об одних и тех же объектах, явлениях; четкая последовательность экскурсий и взаимосвязь меж, ними.»

На каждой экскурсии воспитательные и образовательные задачи решаются в единстве. Поэтому при ее планировании намечается объем знаний, умений для усвоения детьми, а также продумывается, какие чувства, качества личности будут развиваться.

При этом важно, чтобы на экскурсии ставились и решались задачи воспитания у детей бережного отношения к природе, вовлечения их в доступную природоохранительную деятельность взрослых (например, участие в уходе за лесонасаждениями, в подкормке диких животных, в сезонных работах в саду, парке и т. д.

Реализацию требований к планированию можно проиллюстри-ровать на примере осенней экскурсии в плодовый сад (средняя группа): «Узнавать и называть известные деревья, отметить, какие изменения произошли с ними (закончилось цветение, появились плоды); учить определять спелые плоды, отличать их по вкусу и форме; активизировать словарь; учить рассказывать об увиденном; воспитывать уважение к тем, кто ухаживает за садом»

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Статьи по теме:

Новые УМК по английскому языку для 5-х классов
Вопрос о связи и взаимодействии урока и внеурочной работы требует особой разработки. Анализ методической литературы по данному вопросу позволяет нам сделать только один вывод, что проблема урочной и внеурочной форм работы учащихся недостаточно освещена. В периодической литературе, прочитанной нами, ...

Характеристика системы дополнительного образования детей
Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, является составляющей педагогической деятельности. Важнейшей задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способност ...

Тестирование как одна из текущих форм контроля учебных достижений обучающихся
Педагогический контроль может осуществляется в различных формах, одной из самых удобных и эффективных является тестирование так, как тест имеет ряд черт, дающих основание видеть в их применении один из способов повышения эффективности учебного процесса. Тест позволяет проверить одновременно всех уч ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru