Основные подходы к изучению вопросов культуры в школьном курсе истории

Аналитическое образование » Вопросы культуры в современном школьном курсе истории: теоретический аспект » Основные подходы к изучению вопросов культуры в школьном курсе истории

Страница 1

Сегодня сложились разные подходы к предъявлению историко-культурного материала в школе, но на практике он обычно является простым дополнением к общей картине исторического развития. Между тем без его полноправного с событийной историей усвоения создать у учащихся полноценный образ эпохи невозможно. Глубокое самоценное изучение культурно-исторических традиций помогает осмыслить на более высоком уровне процессы общественного и политического развития, проследить экономические и социальные изменения и одновременно создать предпосылки для расширения культурного кругозора учащихся.

Причины недостаточного внимания к вопросам культуры в преподавании истории кроются в позиции общества и авторов учебников. Сегодня почти во всех школьных учебниках господствует традиционный (ещё с XIX в.) персоналистский

подход к изучению культуры: параграфы напичканы именами известных деятелей культуры и их достижениями. Безусловно, знать имена и крупнейшие открытия в области культуры необходимо, но когда это превращается в основной способ организации учебного процесса, то усвоение столь громадного материала ребенком в данной форме попросту невозможно. Кроме того, никакой связи художника или писателя с обществом при таком подходе не прослеживается, что не способствует эффективному усвоению предмета в целом. Персоналии необходимо выбирать по проблемному принципу, показывая теснейшую связь деятелей культуры с экономикой и политическими процессами в обществе. Данный подход также невозможно применить к изучению повседневной культуры, которой сегодня уделяют большое внимание и академическая наука, и преподавание.

Наряду с обозначенным подходом в учебниках и преподаванием истории используются и иные идеи. Самым непростым способом изучения культуры является ценностный подход

, основанный на постижении в доступном ключе философской основы культурно-исторического содержания. В произведениях искусства, слова, прикладного творчества школьники выявляют с помощью учителя их символику и мифологию. Это способствует более глубокому познанию политико-экономической и ментальной основы того или иного общества. Смысловые подходы в изучении культуры необходимо сочетать с выявлением исторического контекста, что вводит ученика в сферу повседневного бытия и жизни людей определенного времени.

Данный способ является более адекватным современному образовательному процессу, нежели искусствоведческий подход

, основанный на сущностном анализе произведений искусства или культурных продуктов, хотя и этот способ может быть применим в ряде случаев и особенно в изучении мировой художественной культуры. В рамках данного подхода рассматриваются стили и направления культуры в историческом контексте.

В современной школе прочно зарекомендовал себя и эстетический подходк изучению культуры, который базируется на формировании у школьников совокупности взглядов и чувств в категориях прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Культурно-исторический материал содержит богатые возможности для развития чувства фантазии и способности воспринимать красоту, преодоления дурного вкуса.

Одной из насущных проблем современной школы является проблема неоправданного дублирования курсов истории и мировой художественной культуры. Применение искусствоведческого и эстетического подходов позволяет в какой-то степени преодолевать этот недостаток.

Созвучным современным педагогическим идеям способом изучения вопросов культуры является диалогический подход

, основанный на идеях М.М. Бахтина о внутреннем диалоге человека. При создании произведений культуры творец вступает в диалог с Богом, мирозданием, другими людьми, обществом, традициями. Диалог для ученика становится основным способом познания культуры и организующим ядром содержания изучаемого материала. Такой способ позволяет формировать у детей диалогическое сознание, свободное от монокультурного восприятия действительности, а также разнообразные коммуникативные умения.

Весьма продуктивным способом изучения культуры в школьных курсах истории является личностно-ориентированный подход.

Он основан на индивидуальной траектории усвоения учеником явлений культуры и включает личное творчество ученика, личный опыт и эмоционально-ценностное отношение школьника к произведениям культуры (эти произведения и являются основой творчества ученика). Кроме того личностно-ориентированный подход может стать актуальным методом изучения повседневности, так как строится на основе субъективного опыта школьников об объектах бытовой культуры и нравах общества.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Особенности организации и руководства играми детей старшего дошкольного возраста
По данным Л.В. Артемьевой в старшем дошкольном возрасте сознательное отношение к играм, их правилам и их обязательному выполнению вырабатывается у детей постепенно и не одновременно. Сначала дети играют под руководством воспитателя, затем самостоятельно. Игры подбираются и организуются в соответств ...

Развитие культуры и образования в период феодальной раздробленности и культурной изоляции
В XIV—XV вв. в среде посадского населения Новгорода, Пскова, а затем и Москвы появляются еретические движения, получившие название движения стригольников и жи-довствующих. Основателем первого являлся дьякон Карп, бывший, по-видимому, одновременно цирюльником. О взглядах стригольников можно судить п ...

Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»
В условиях многонационапьности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россия ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru