Психологические закономерности обучения детей-сирот на уроках географии

Аналитическое образование » Педагогико-психологические особенности взаимодействия детей-сирот в процессе обучения » Психологические закономерности обучения детей-сирот на уроках географии

Страница 1

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. Естественно-географический цикл в системе образования позволяет: расширяет общий кругозор детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывает ребёнка в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.

Современная школа ставит задачу формирования у учащихся глубоких прочных знаний, практических умений и навыков. Высокое качество обучения служит средством общего развития учащихся, а последнее, в свою очередь, содействует успешности обучения. Дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей при поступлении в школу очень часто имеют низкий уровень знаний, снижена мотивация обучения в целом, повышенный уровень тревожности. Становится необходимым искать пути решения данной проблемы. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без подбора наиболее действенных подходов психолого-педагогического взаимодействия: это активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Наиболее часто используемая форма организации урочной деятельности является интегрируемый урок. В российскую педагогику понятие «интеграция» пришло в 80-е годы и стало обозначать как форму межпредметных связей, так и разнообразные связи учебного предмета с другими учреждениями науки. Введено понятие было Е.Н Пузанковой. Интеграция рассматривается как новый путь обучения географии, как эффективная форма организации урока. Она дает возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, исключает дублирование, а значит, освобождает учебное время для изучения другого явления. С практической точки зрения интеграция усиливает межпредметные связи, снижает перегрузки учащихся, расширяет сферы получаемой учащимися информации, круг общения (коммуникативные связи), подкрепляет их мотивацию в обучении.

Методологической основой интеграции в обучении является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук, географии как учебного предмета, его связей со смежными видами. В этой связи интегрированным уроком можно считать любой.

Интеграция как педагогическое явление тоже имеет свои давние традиции. Прежде всего, многие предметы издавна имеют интегративный характер. Чаще всего это была интеграция внутрипредметного уровня: школьный курс географии всегда являлся интеграцией науки о географии, читательской практики и опытов. Таким образом, основой для нынешнего процесса интеграции был длительный период установления межпредметных связей, давший школе новый взгляд на связь предметов, педагогику сотрудничества.

Теория и методика обучения географии, а, следовательно, и учебный предмет, теорию и историю географии пользуется разными средствами постижения, различными способами мышления. Е.Н. Пузанкова говоря о содержательности интеграции во взаимодействии всех ее аспектов, делает акцент на то, что она может выглядеть следующим образом: взаимопредложение, взаимодополнение, взаимосочетаемость, взаимозависимость.

Таким образом, интеграция – это объединение частей в единое целое. На уроке географии – это объединение различных предметов и объединение усилий разных сторон в целях географического развития учащихся. Интегрированные уроки по географии могут проводиться на нескольких уровнях: межпредметно (учителя разных предметов согласуют информацию, формулируют тему, цели и т.д.) и внутрипредметно. Исследователь В.С. Мухина выделяет и другие возможные уровни интеграции: взаимодействие учителя географии с сотрудниками научных учреждений. Таким образом, возможности интеграции как способа организации урока географии безграничны.

Представления об окружающем мире у ребенка носят характер раздробленности на части и предметы. У подростка не остается сил и времени на постижение географии, способов взаимодействия с миром и людьми. Нужна модернизация урока – как основной формы обучения в школе. Десять из 29 общепризнанных видов уроков являются так называемыми нестандартными: урок-диспут, урок-форум, урок-диалог, и т.д. Нестандартным был назван и интегрированный урок. Этот термин появился на страницах педагогической печати, начиная с 80-х годов, и до сих пор вопрос интеграции в обучении является одним из часто поднимаемых в методических журналах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Задачи, методы и организация исследования
Задачи исследования. Сформулированная во введении цель работы позволила определить задачи исследования. Определить начальный уровень физической подготовленности у юношей IX и X классов. Обосновать эффективность использования силовых и скоростно-силовых упражнений на уроках физической культуры юноше ...

Использование видеокурсов при обучении иностранной речи
Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к определению аме ...

Дидактические игры и упражнения, и их значение
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком. Много таких дидактических игр представлен ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru