Педагогико-психологические особенности взаимодействия детей-сирот в процессе обучения

Аналитическое образование » Педагогико-психологические особенности взаимодействия детей-сирот в процессе обучения

В современном Российском обществе наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. По статистическим данным их общее количество составляет сейчас более 700 тысяч человек. Однако лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти родителей. Остальных можно отнести к группе «социальных сирот». Количество таких детей ежегодно увеличивается, что требует от государства создания психолого–педагогических условий для полноценного их развития. Важность понимания принципов взаимодействия с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, является актуальной психолого-педагогической проблемой.

Изучением психолого-педагогических особенностей детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, в отечественной науке занимались: Л.И. Божович, Н.Н. Толстых, Б.Д. Эльконин, М.И. Лисина, А.М. Прихожан, И.А. Залысина, Е.У.Смирнова, А.И. Захарова, А.Б. Добрович, А.Ю. Панасюк и др. Вопросы социально-психологической и социально-педагогической помощи детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа, представлены в работах: Т.И.Шульги, Л.Я. Олиференко, А.В. Быкова и др. Проблему особенностей работы педагога с детьми-сиротами в учреждениях интернатного типа рассматривалась в трудах: Ю.В.Васильковой, Т.И.Шульги, Н.А. Аблятипова, И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной, Р.В. Овчаровой и др.

По результатам этих исследований у большинства воспитанников детских домов во всех возрастных группах, имеются значительные проблемы развития личности. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению "силы личности". Подобного рода нарушения проявляются чаще всего в повышенной тревожности.

Воспитание и образование детей-сирот является актуальной социально-педагогической проблемой. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов, таких, как апатия, потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение, наркотизация и т.д. Все эти проблемы отражаются на успешности обучения детей сирот, проявляются в особенностях психоло-педагогическом взаимодействия на занятиях в школе и в частности на уроках естественно-географического цикла.

Таким образом, изучение особенностей психолого-педагогического взаимодействия с детьми сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей на уроках естественно-географического цикла требует дополнительного исследования.

Объектом исследования данной работы является психолого-педагогическое взаимодействие с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на уроках естественно-географического цикла.

Предметом исследования являются психологические особенности взаимодействия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в процессе обучения предметам естественно-географического цикла.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что при психолого-педагогическом взаимодействие с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей необходимо учитывать их психологические особенности, проявляющиеся в эмоциональной, мотивационной и интеллектуальной сфере.

Цель исследования: выявление особенностей психолого-педагогического взаимодействия с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на уроках естественно-географического цикла.

Задачи работы:

1.Изучить и проанализировать психолого-педагогического особенности взаимодействия с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в процессе обучение.

2.Раскрыть психологические особенности развития детей-сирот и детей без попечения родителей.

3. Выявить психологические причины, определяющие особенности взаимодействия с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на уроках на уроках естественно-географического цикла.

4. Составить рекомендации по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на уроках естественно-географического цикла с учётом психолого-педагогических особенностей детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, психодиагностические методы, методы математической обработки данных. Из психодиагностических методов были использованы: методика «Изучение учебной мотивации школьников» М.И Лукьянова, Н.В. Калинина; «Тест школьной тревожности» Филлипса, тест «Прогрессивные матрицы» Равена.

Экспериментальная база исследования:

Исследование проводилось в СОГБОУ «Шаталовский детский дом», МБОУ «Шаталовская средняя общеобразовательная школа». В нём принимали участие дети в возрасте от 12 до 18 (30 человек): юноши (18человек) и девушки(10).

Практическая значимость работы заключается в описании психолого-педагогических особенностей взаимодействия с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на уроках естественно-географического цикла. На основе данных полученных в ходе исследовательской работы составлены рекомендации, с учётом психологических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полученные данные и рекомендации могут быть использованы в работе с учащимися в СОГБОУ «Шаталовский детский дом», МБОУ «Шаталовская средняя общеобразовательная школа», а также для педагогов проходящих курсы повышения квалификации на кафедры естественно-географического цикла в Смоленском областном институте развития и образования.


Статьи по теме:

Изучение проблемы сенсорного воспитания зарубежными и отечественными педагогами и психологами
Значение сенсорного воспитания в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплению представлений об окружающем мире. Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики такие, как Ф.Фребель, М.Монтессори, а также ...

Основные показатели продуктивного мышления
Решение задачи исследования творческого мышления предполагает выделение совокупности индивидуальных особенностей мышления, формирующихся качеств ума от которых зависит легкость овладения новыми знаниями, широта переноса, применения этих знаний на практике. Для их обоснованного выделения следует пре ...

Организация и методика изучения нарушений звукопроизношения у умственно отсталых школьников
Комплексный анализ нарушений звукопроизношения позволяет выстроить научно обоснованную систему методов проведения коррекционных мероприятий, позволяет обосновать содержание и методику коррекционного обучения, дифференцировать и индивидуализировать её. В рамках исследования мной было проведёно иссле ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru