Правильная и возможно более ранняя диагностика, своевременное отграничение сенсорных дефектов от интеллектуальных – необходимые условия для надлежащего комплектования специальных дошкольных учреждений и организации ранней коррекционной работы.
Исходя из потребностей практики, мы излагаем критерии и методы отбора в специальные дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха и интеллекта. Методы отбора в специальные дошкольные учреждения были разработаны в секторе дошкольного воспитания аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР. Критерии были вычленены в процессе диагностического обследования и проверены на 2000 детей в возрасте от 1 года до 7 лет.
Поскольку дети, направляемые для обследования с целью их определения в специальные дошкольные учреждения, часто не владеют речью либо владеют ею недостаточно, большинство предлагавшихся нами заданий имело невербальную форму. Это не исключает сопровождающей речи взрослого. (Невербальными считаются задания, во время предъявления и выполнения которых ребенок и педагог не пользуются устной речью. условия деятельности вытекают из характера материала либо могут быть объяснены жестами. Ответом служат действия ребенка.)
При обследовании большое значение придается наблюдениям за игрой и поведением ребенка, соотнесению результатов этого наблюдения с другими данными обследования (проверка слуха, речи, проверки уровня развития восприятия и интеллекта). Очень часто низкая концентрация внимания, отсутствие положительного отношения к предлагаемым заданиям, неуверенность в себе и т. д. приводят к тому, что ребенок не справляется с предложенными заданиями, несмотря на нормальный интеллект, что в свою очередь служит основанием для ошибочного заключения.
Задания даются с целью выяснения уровня зрительного восприятия (восприятие величины, формы, пространственных отношений, целостное восприятие предмета), умения действовать по подражанию и по образцу, умения осуществлять выбор из большего количества элементов; степени сформированности процесса анализа и синтеза, наличия простейших счетных операций, определения возможности обобщения.
Для диагностики сенсорного и интеллектуального развития важен не только результат, но и сам способ решения предлагаемой ребенку задачи.
Переходиём к описанию условий и методов отбора детей.
Оборудование для психолого-педагогического обследования
Для проведения обследования необходимо иметь следующее оборудование и материалы: два детских столика и два детских стульчика; пионерский барабан; ящик с набором настольного строителя; одежда, постельные принадлежности и посуда для куклы; маленькие пластмассовые или металлические машины; маленькую куклу, которая может быть помещена в машину; кукольную мебель; лоток с шариками; считалку с шариками; пирамидку из четырех колец и колпачка; «почтовый ящик»; два прямоугольных деревянных бруска одного размера; две треугольные деревянные призмы одного размера; две деревянные полусферы одного размера – все это из набора «Цвет и форма» или настолько строителя (при этом один прямоугольный брусок, одну треугольную призму и одну полусферу зеленого цвета, остальные три предмета должны быть разного цвета – красный, синий, желтый); неокрашенный экран из фанеры прямоугольной формы (размер 30Х20 см); небольшой экран, закрывающий нижнюю часть лица обследователя при проверке слуха; разрезные картинки из двух, трех и пяти частей с разной конфигурацией разреза; счетные палочки; карточки с изображением животных и одежды; парные картинки; мягкие игрушки; мяч, корзинку; бумагу; цветные карандаши; книжки, в которых имеются яркие, четкие изображения животных (кошка, собака, утка, лошадь, курица, корова); средств транспорта (машина, поезд); различных несложных действий и ситуаций (Девочка спит; Мальчик играет; Мяч лежит на полу; У девочки кукла; Зайка сидит под деревом; На дереве три птички; Мальчик бежит; Девочки бегут).
Обстановка обследования
Перед обследованием и во время его проведения ребенок должен быть спокоен и чувствовать доброжелательное отношение со стороны окружающих его взрослых. Психолого-педагогическое обследование не рекомендуется проводить в белых халатах. Ребенка следует вводить в комнату, в которой проводится обследование, вместе с родителями и все обследование проводить при них. При этом родителей нужно посадить так, чтобы ребенок сидел к ним спиной и не мог ориентироваться на выражение их лиц. Только в отдельных исключительных случаях, когда ребенок не вступает в контакт, можно разрешить одному из родителей сесть рядом с ребенком (или взять его на руки). При этом родители не должны вмешиваться в ход обследования.
Статьи по теме:
Коррекционная помощь дошкольникам с умственной отсталостью
В процессе коррекции речи следует иметь в виду общие и специфические закономерности развития детей с умственной отсталостью. Дифференцированный подход осуществляется на основе этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей детей. ...
Аспекты изучения английского языка
Основываясь на данных прагмалингвистики и взяв во внимание изменившийся статус иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, все психологические особенности обучения иностранному языку старшеклассников группируются вокруг необходимости усиления прагматических аспек ...
Детальное освещение некоторых видов перспективной и текущей
подготовки мастера
Разработка ПТП для мастера ПТП не обязательный документ, но его рекомендуется составлять начинающим и молодым мастерам. Качество плана не удается оценить на этапе его разработки, потому что реализация этого педагогического проекта зависит не только от планирования, но и от ситуаций, которые сложили ...