Принципы психолого-педагогического обследования, раннее выявление и диагностика нарушений слуха являются важными условиями организации своевременной педагогической помощи детям в семье и в дошкольных учреждениях. В настоящее время проблеме ранней (с первых недель жизни) помощи детям с нарушенным слухом уделяется большое внимание. Введены в действие приказ Минздравмедпрома России № 108 от 23.03.96 г. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни» и Указания Минздрава России № 103 от 05.05.92 г. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с новорожденного периода, и их реабилитации».
Принципы и методы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха отражены в работах А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард (1972), Т. В. Розановой (1992,1995), Т. В. Розановой и Г. П. Бертынь (1993) и др.
Основными принципами психолого-педагогического изучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха являются следующие:
1. Комплексный характер изучения детей раннего и дошкольного возраста;
2. Всесторонний характер психолого-педагогического обследования;
3. Учет возраста ребенка при организации психолого-педагогического изучения;
4. Изучение ребенка в динамике;
5. Индивидуальный подход к ребенку;
6. Качественный анализ результатов обследования и выяснение потенциальных возможностей ребенка.Исследование слуха новорожденных детей организуется в родильных домах, детей младенческого, раннего и дошкольного возраста — в детских поликлиниках. В случае выявления снижения слуха или подозрения на его нарушение детей направляют в сурдологические кабинеты или центры, которые есть во всех областных городах. Врачи-сурдологи проводят дифференцированную диагностику состояния слуховой функции ребенка, используя результаты отиатрического осмотра, данные аудиологического исследования, проверки слуха с помощью неречевых звучаний и речи. Специалисты назначают лечение, при необходимости подбирают индивидуальные слуховые аппараты. В сурдологических кабинетах с ребенком и его родителями работают и другие специалисты: детский психиатр, психолог, сурдопедагог. Они знакомят родителей с методикой специальных занятий с ребенком, дают советы по их организации в семье.
Для получения наиболее полных данных о состоянии слуха и развитии ребенка, необходимых для диагностики и определения путей коррекционной работы, проводится комплексное психолого-педагогическое обследование.
Цель исследования:рассмотрение основных принципов психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Объект исследования:закономерности основных принциповпсихолого-педагогического обследования детей с нарушением слуха.
Предмет:особенности закономерности основных принциповпсихолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Задачи:
Изучить проблему закономерности основных принциповпсихолого-педагогического обследования детей с нарушением слуха в психолого-педагогической литературе.
Осуществить подбор диагностического инструментария по выявлению особенностей основных принципов психолого-педагогического обследования детей с нарушением слуха.
Изучить методику психолого-педагогического обследования детей с нарушением слуха.
В основу курсовой работы положена гипотеза о том, исследования заключается в том, что основные принципы психолого-педагогического обследования дошкольников с нарушением слуха характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу коррекционного дошкольного образовательного учреждения.
Статьи по теме:
Российский и зарубежный опыт
В Германии осуществляется дуальная система организации обучения по рабочей профессии – теоретическая часть осваивается в училище, а производственное обучение на заводе, причем немцы смогли в условиях производственного предприятия почти полностью совместить производственное обучение с производительн ...
Включение упражнений по формированию лингвистической терминологии в уроки
русского языка в начальной школе
В общеобразовательных программах по русскому языку для начальной школы изучению лингвистической терминологии отводится незначительное количество времени. Это подтвердили данные эксперимента. 20 % учеников имеют пробелы в знаниях. А знание терминов играет большую роль в обучении. Поэтому учителю нео ...
Анализ учебников по русскому языку для начальных классов в аспекте
изучаемой темы
Содержание курса по любому учебному предмету, в том числе и по русскому языку, устанавливается программой. Программа - это основной государственный документ, определяющий содержание курса, его объём, последовательность изложения материала, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данно ...