Принципы и методы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха

Аналитическое образование » Подбор методик для психолого-педагогического обследования дошкольников с нарушением слуха » Принципы и методы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха

Основными принципами психолого-педагогического изучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха являются следующие.

Комплексный характер изучения детей раннего и дошкольного возраста

Комплексный подход предусматривает различные направления в диагностике отклонений в развитии: медико-физиологический, психолого-педагогический, социологический. Предполагается участие различных специалистов: врачей - сурдолога и психиатра; психолога, сурдопедагога, логопеда, при необходимости — привлечение других специалистов (невропатолога, офтальмолога).

Только комплекс данных совместного медицинского, психологического и педагогического изучения ребенка со сниженным слухом позволяет составить квалифицированное заключение о здоровье ребенка; правильно определить пути педагогической помощи; определить тип дошкольного учреждения, условия пребывания в нем. В случае отсутствия некоторых специалистов в процессе изучения ребенка возможны диагностические ошибки, которые в дальнейшем могут привести к неправильному комплектованию групп в дошкольных учреждениях, невозможности создания условий для полноценного коррекционного воздействия на ребенка. Например, отсутствие данных офтальмолога в процессе обследования ребенка может привести к тому, что в группы для глухих или слабослышащих дошкольников попадут дети, имеющие комбинированное нарушение: недостатки слуха и нарушение зрения. А это может привести к сложностям восприятия речи в устной и письменной форме. Значительно затруднят обучение ребенка нарушения эмоционально-волевой сферы, если они своевременно не выявлены специалистами.

Важное значение имеет педагогическое изучение ребенка: выявление его обучаемости, возможностей пребывания в дошкольном учреждении, педагогический прогноз. В процессе обследования ребенка со сниженным слухом большое значение придается анализу условий жизни ребенка, возможности участия родителей в процессе обучения и коррекционной работы, т. е. социологическому аспекту.

Всесторонний характер психолого-педагогического обследования

Психолого-педагогическое изучение должно включать в себя изучение всех сторон психики: познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей. Данные комплексного изучения ребенка со сниженным слухом позволяют выяснить причины и время нарушения слуха; уточнить состояние слуха; обследовать речь и соотнести ее состояние со степенью потери слуха и уровнем интеллектуального развития; проверить уровень развития познавательной деятельности ребенка в соответствии с возрастом, характер детской деятельности (игры, рисования); выявить личностные особенности ребенка. Всесторонний характер психолого-педагогического обследования дает возможность выявить и определить характер других отклонений в развитии: зрения, интеллекта, движений, если развитие ребенка со снижением слуха осложнено дополнительными нарушениями.

Целостный системный анализ результатов психолого-педагогического обследования позволяет не только выявить отдельные нарушения в развитии, но и установить иерархические связи между ними, выявив систему первичных и вторичных отклонений.

Важно то, что основанием для педагогического прогноза и определения для ребенка типа дошкольного учреждения является не изолированное исследование слуха или познавательных процессов, а целостная характеристика и заключение, составленные на основании учета всех данных, полученных в процессе психолого-педагогического изучения.


Статьи по теме:

Организация учебного процесса
В 70 – первой половине 90-х гг. XIX в. наиболее распространенный методом обучения был так называемый «догматический метод», когда обучение в основном сводилось к простому «спрашиванию - заданию». Учитель как правело, начинает урок с проверки домашнего задания. К моменту объяснения нового материала ...

Анализ развития дополнительного образования в Новосибирске и области
Важнейшей составляющей образовательного пространства Новосибирска и Новосибирской области является дополнительное образование детей. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осущ ...

Структура классного собрания
Структура классного собрания может быть следующей. 1. Представление обсуждаемой проблемы (классным руководителем или учащимися). 2. Изложение информации по проблеме. 3. Начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы .», «Результат получился таким, потому что .» 4. Предложение решения ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru