Развитие системы образования происходит в непрерывном взаимодействии педагогической науки и образовательной практики. Оригинальные подходы к обучению, использование новых методик и технологий, педагогические находки учителей дают широкую возможность изучения, анализа и использования в своей практической деятельности
М.Д. Поспелова, учитель английского языка, школа № 1971, г. Москва, убеждена, что одной из важных задач обучения английскому языку является расширение словарного запаса учащихся. Практика показывает, что учащимся намного проще назвать предмет, чем описать его признаки. Известно, что присутствие прилагательных делает речь более выразительной, красочной. М.Д. Поспелова делится с коллегами некоторыми упражнениями и заданиями, которые использует в своей практике и которые помогают учащимся обогатить словарный запас прилагательными, активно использовать их в коммуникации. Все приведенные ниже упражнения и задания можно условно разбить на три группы. В заданиях первой группы (I) прилагательные отрабатываются на уровне словосочетаний. Вторая группа (II) включает упражнения и задания, где учащиеся используют прилагательные в предложениях. И, наконец, упражнения и задания третьей группы (III) позволяют учащимся использовать прилагательные в расширенных высказываниях и разнообразных ситуациях.
Н.А. Пагис, учитель Новомосковского лицея, Тульской области считает, что иностранный язык не случайно служит развитию лингвострановедческих знаний учащихся, помогает им глубже проникнуть в психологию национального характера, лучше понять культуру и историю страны изучаемого языка и, естественно, расширить языковой кругозор и улучшить языковую компетенцию. Главная задача - развитие интеллектуального потенциала, творческих способностей учащихся, их воображения и умения мыслить. Учитель предлагает материал, посвященный жизни и творчеству Чарльза Диккенса. Материал включает введение (Opener) - оно ставит перед читателями вопросы, ответы на которые он должен найти в процессе чтения текста, знакомящего его с основными фактами жизни и творчества писателя, и заданий для обсуждения прочитанного в рамках культуроведческого подхода к обучению.
Учитель интенсивно внедряет в учебный процесс ИКТ, использует ресурсы и технологии Интернета, обучающие мультимедийные программы. В рамках работы над проектом учащиеся эффективно использовали ресурсы Интернета.
Методика организации и проведения проекта включала формулирование основополагающего и проблемных вопросов темы: "Что вы знаете об истории Новочеркасска?", "Каково место истории, Новочеркасска в истории нашего государства?", "За что вы любите свой город?". Формулируется проблема проекта "Почему Новочеркасск называют "маленьким Парижем?", "Как создавался Новочеркасский политехнический университет?", "Какие исторические памятники города охраняются государством?". Также учащимися формулируются гипотезы и выдвигаются пути решения проблем.
На следующем этапе учащиеся вместе с учителем определяют творческое название проекта, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. Например, "Матвей Платов - основатель г. Новочеркасска", "Мои любимые исторические места в Новочеркасске".
Разрабатывается план работы, продумываются пути проведения своих исследований: сбор статистических данных, сведений, фактов, создание фотовыставки о городе, о том, как будут оформлены результаты исследования.
Учитель обсуждает с учащимися возможные источники информации, вопросы защиты авторских прав: как найти источники информации по теме исследования - в школьной, городской библиотеке, в Интернете или мультимедийной библиотеке; какие книги, веб-сайты, интервью, опросы, мультимедиа издания, фотографии можно использовать; как их использовать, не нарушая при этом авторских прав.
При самостоятельной работе учащихся роль учителя - консультирование, направление деятельности учащихся в методически нужное русло. Результатом этого этапа является подготовка учащимися презентации своих работ. Форма презентации - созданные страницы web-сайта на тему "История Новочеркасска" с работами учащихся как составной части школьного web-сайта. Рубрики страниц web-сайта включают аннотацию и презентацию проекта; ссылки на использованные источники информации; фотографии города; публикации учеников (эссе) о своем городе.
Использование web-сайта позволило максимально полно показать ход работ в проекте и привлечь больше сторонников к совместной работе. Для оценивания публикаций учащихся были использованы следующие критерии:
1. Корректность текста: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок; точность, важность, достоверность, законченность защищенность источника.
2. Внешний вид.
3. Общий дизайн: разметка публикации и ее оформление.
Статьи по теме:
Социальная компетентность как основной фактор социализации
В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. И.С. Кон полагал, что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позво ...
Формы организации учебного процесса
Все формы организации процесса обучения делятся на общие и конкретные. Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются только структурой общения между обучающимися и обучаемыми. Таких форм 4: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Обучение – это общение между обуча ...
Эвристические методы решения логических задач
Логические задачи являются оптимальным средством развития творческого мышления и эвристической деятельности школьников. Процесс решения логических задач схож с процессом решения настоящих творческих задач в науке и технике и повторяет все этапы творческого мышления. Остановимся подробнее на этих пр ...