На первом этапе так же было проведено тестирование воспитанников детского дома «Тест школьной тревожности» Филипса. Целью, которого являлось изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у воспитанников детского дома среднего и старшего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые зачитывались школьникам. На каждый вопрос требовалось однозначно ответить «Да» или «Нет».
По окончанию работы с опросником, подсчитывались результаты по следующей схеме: выделялись вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «–», то есть ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявление тревожности. При обработке подсчитывалось: общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности; число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как и в первом случае. Анализировалось общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Распределение вопросов по факторам
Факторы
№ вопросов
1. Общая тревожность в школе
2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47,48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58
Е=22
2. Переживание социального стресса
5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42,44
Е=11
3. Фрустрация потребности в достижении успеха
1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43
Е=13
4. Страх самовыражения
27, 31, 34, 37, 40, 45
Е=6
5. Страх ситуации проверки знаний
2, 7, 12, 16, 21, 26
Е=6
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих
3, 8, 13, 17, 22
Е=5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
9, 14, 18, 23, 28
Е=5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями
2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47
Е=8
Диагностика интеллектуального развития детей, воспитывающихся в условиях детского дома, проводилась на первом этапе с помощью тестирования «Прогрессивные матрицы» Равена (приложение №3), предназначенного для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявлялись рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задачей испытуемого была установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.
Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.
В серии "А" - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.
Статьи по теме:
Эмпирическое исследование проблемы
В соответствии с целью и задачами исследования были обследованы 20 учеников пятых классов, средний возраст – 11 лет. Исследование проводилось на базе школы № 585 г. С-Петербурга в марте 2007 года. В исследовании приняли участие В основу гипотезы исследования были положены теоретические положения о ...
Значение
декоративного рисования в развитии ребенка, его место в педагогическом процессе
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. И ...
Рекомендации педагогам для повышения уровня коммуникативной культуры
1. Отношения с людьми – главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Все ваши знания и идеи останутся невостребованными, если ученики не потянутся к вам сердцем. Отношения с людьми нужно строить на взаимопонимании и доверии. 2. Не нужно превращаться в чиновника, для которого главное ...