Принципы воспитания
Эффективность воспитательного процесса во многом определяется знанием и пониманием педагогом основных закономерностей психических явлений воспитанников, их специфики, зависящей от различных внешних и внутренних факторов.
Закономерности воспитания обусловливают принципы, на которых строится организация воспитательного процесса. Определяя принципы воспитания, необходимо руководствоваться некоторыми требованиями к ним. Принципы должны носить комплексный характер, иметь равную значимость в осуществлении воспитательного процесса. В современной педагогической науке можно выделить ряд принципов воспитания: общественную направленность, связь с жизнью и трудовой деятельностью, опору на положительное воспитание, единство воспитательных воздействий. Рассмотрим их более подробно:
1)Общественная направленность воспитания. Воспитание неразрывно связано с потребностями общества, но регламентируется государством. Воспитание нового поколения должно способствовать формированию определенной идеологии, политических взглядов, быть направлено на упрочение государственного строя. Педагог, исполняющий роль воспитателя, не свободен в выборе содержания воспитательного процесса. Наилучшего результата можно достигнуть при условии совпадения государственных, общественных и личных интересов всех сторон, оказывающих воздействие на воспитание.
2)Связь воспитания с трудовой деятельностью предполагает наличие практической деятельности в процессе воспитания. Но помимо приобщения воспитанников к посильному участию в трудовой деятельности общества, необходимо формировать должное отношение к труду и трудящимся. К задачам воспитания относятся развитие способности и мотивации к собственной трудовой деятельности, стремление вносить свой вклад в трудовую жизнь общества, заботясь при этом не только о личном благосостоянии, но и об интересах государства.
3)Опора на положительные качества человека — одно из главных положений воспитания. Основа его в том, что в каждом человеке, даже если он кажется плохим во всем, есть положительные качества, предопределенные человеческой природой. К ним относятся любовь к животным, отзывчивость, доброта, щедрость, человеколюбие и т.д.
4)Единство воспитательных воздействий. Воспитание только тогда будет продуктивным, когда все окружение человека, имеющее непосредственное влияние на формирование его личности, будет иметь согласующиеся между собой, не противоречащие друг другу цели воспитания. Усилия специально организованных учреждений, семьи и общественности должны дополнять друг друга и находиться во взаимном соответствии. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. В семье создается наиболее полный эмоциональный контакт, присутствуют доверительные отношения, авторитет родителей и других родственников. Только в семье возможен максимальный учет индивидуальных особенностей человека, среди родных и близких человек охотнее раскрывается, что важно для определения его желаний и потребностей, способностей и возможностей. Используя все это, можно добиться наилучших успехов в воспитании.
Методы воспитания.
Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностых свойств и качеств.
Прежде всего, вспомним, что личность развивается только в процессе разнообразной деятельности. Это в полной мере относится и к формированию отношений личности (личностных качеств) предмета воспитания. Так, для формирования таких характерно личности, как мировоззрение и общественная направленность, необходимо включать ее в познавательную и разнообразную общественную деятельность. Только в процессе познавательной и практической деятельности формируются патриотизм, трудолюбие и другие качества.
Статьи по теме:
Психолого-педагогическая характеристика детей с
нарушениями слуха
Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших. Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве — до овладения речью. Если глухих детей не обу ...
Результаты апробации программы О.С. Ушаковой в системе обучения МДОУ № 165
После двух месяцев занятий в средней группе детского сада № 165 по парциальной программе О.С. Ушаковой психологом учреждения было проведено определение уровня усвоения детьми программы в аспекте развития речи. Критерии оценки уровня усвоения были те же, что и при определении уровня усвоения програм ...
Разработка тембрального диапазона
Сначала используются так называемые “кричалки". Работа с ними требует соблюдения основных правил гигиены голоса. Нельзя, не подготовив голос дыхательными и артикуляционными упражнениями, сразу включать максимальную громкость. Это приведет к срыву голоса. Во время произнесения “кричалки" в ...