В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде (обязательная деятельность с правилом).
Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. Именно в игре ребенок быстро постигает возможности замены реального предмета схематическим изображением, то есть игра становится символической по существу. Благодаря использованию символов (в игре ребенок учится использовать обобщенное значение слов) у ребенка формируется символическое, словесное мышление.
Большое влияние игра оказывает и на развитие речи, поскольку игровая ситуация требует от каждого ребенка определенной способности к коммуникации. Возникающая потребность понимать словестные инструкции своих товарищей, общаться с ними, потребность в эмоциональном поощрении стимулируют развитие речи.
Через содержание игр у детей пробуждается познавательный интерес, развиваются их психические функции.
Особенно важно, что даже наименее активные в обычных условиях дети становятся заинтересованными участниками процесса обучения. Игра способствует росту познавательной активности и, следовательно, умственному развитию. Включение элементов игры в обучение играет большую роль в развитии отставших детей. Занятия становятся для них интереснее, они чувствуют радость успеха в учебе и ощущают равенство своих возможностей с возможностями сверстников. Традиционная методика обучения благоприятствует в основном успехам детей, изначально демонстрирующих средний и высокий уровень развития. Дети с недостаточно развитыми мыслительными способностями и с относительно низкой восприимчивостью к обучению не получают достаточных стимулов для активного участия в познавательной деятельности, в результате чего их отставание от сверстников становится все заметнее. При этом возникает опасность, что сами дети, их сверстники и учителя привыкают к подобному отставанию, что приводит к снижению уровня ожиданий и требований, обращенных к таким детям, а также к утрате ребятами веры в собственные силы.
Элементы игры обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и «привязывают» детей к учебному предмету. Игра, по своему содержанию, связанная с обучением, помогает ребятам сконцентрировать внимание на учебной задаче. В результате последняя воспринимается не как нечто навязанное, а как желанная и личностно значимая цель. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими нервными затратами и минимальными волевыми усилиями, что позволяет высвободить интеллектуальный потенциал детей, использовать его более эффективно.
Целесообразно применяемые элементы игры позволяют упростить, сделать более доступным абстрактные понятия. Элементы игры материализуют результаты умственной деятельности, помогают детям осознать собственные способности и умения, воспитывают у них стремление к успеху.
Игровым характером ситуации обусловлено и то, что неудачи не ведут к разочарованиям, не лишают ребенка надежды на успех. Отношения соревнования между участниками игры побуждают их без давления извне прилагать силы для достижения планируемых результатов обучения. В условиях игры разница между игровыми и учебными действиями ребенка не слишком велика, что способствует постепенному формированию психических качеств, необходимых для сознательного участия в процессе обучения.
Целесообразное использование игры направляет активность детей на учебные задачи и способствует становлению сознательной дисциплины детей. Одно из преимуществ игры заключается в том, что она почти всегда требует активных действий со стороны каждого ребенка. Эмоциональная настроенность на игру обеспечивает готовность и способность ребенка подчинять свое поведение, все свои действия требованиям игровых правил. Таким образом возникает добровольная дисциплина детей, которая по внутренней мотивации принципиально отличается от дисциплины, основанной только на авторитете учителя, только на требованиях.
С помощью игры педагогом организуется и направляется не только умственная, но и моторная активность детей. Ведь выполнение игровых заданий часто связано с различными движениями. К.Д. Ушинский высказал мнение, что занятия будут для детей интереснее, если ребенок получит возможность двигаться во время выполнения учебных заданий. Моторная активность не только дисциплинирует ребят, но и способствует образованию богатых ассоциативных связей. Последние поддерживают и облегчают процесс усвоения знаний, например запоминание рифм в стихотворении, подражание образцу и тому подобное. В результате процессы воспроизведения протекают в сознании детей более быстро и точно.
Статьи по теме:
Особенности социально-экономического развития и политического положения
Восточной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв
Проводимые Россией реформы 60-70-х гг. XIX в. начали оказывать все возрастающее влияние на социально- экономическое и культурное развитие Восточной Сибири. Отсутствие помещичьего землевладения способствовало росту капитализма в сельском хозяйстве Сибири, но остававшиеся в нем докапиталистические пе ...
Упражнения для формирования грамматических навыков
Упражнения – важный этап в работе над грамматикой. Он связан с накоплением языковых средств и практикой их использования в разных формах общения. В предыдущей главе мы говорили об этапах обучения грамматике: ознакомление, первичное закрепление и развитие навыков и умений использования грамматики. С ...
Компетентностный подход как условие формирования личности
В педагогической литературе часто употребляется и уже "устоялся" термин "компетентность". Его широкое применение вполне оправдано в связи с необходимостью обновления содержания образования и уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования. ...