Игровая деятельность детей младшего школьного возраста в образовательном процессе начальной школы

Аналитическое образование » Игровая деятельность детей младшего школьного возраста в образовательном процессе начальной школы

Последние годы нашей жизни стали для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития обучающихся. Одна из важнейших целей обучения состоит в том, чтобы воспитать ученика, сформировать его мировоззрение, научить рациональному мышлению. Для этого надо предлагать учащимся задания, интересные по форме предъявления, необычные по своей интеллектуальной красоте способы и методы решения различных задач.

Особый интерес у обучающихся вызывают те виды деятельности на уроке, которые содержат в себе элементы необычного, удивительного неожиданного, комического, вызывает у школьников интерес к учебному предмету и способствуют созданию положительной, эмоциональной обстановки.

Н.К. Крупская говорила, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организующую роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

Актуальность данной работы заключается в том, что в начальной школе очень важно заинтересовать детей учебной и познавательной деятельностью, а проще всего это сделать через хорошо им знакомую игру.

В данной работе рассматривается игровая деятельность младшего школьника в процессе обучения, ее благотворное влияние на познавательную активность детей. Также в работе даны общие характеристики учебной и игровой деятельности. Представлены классификации игр, составленные различными авторами. Раскрыт воспитательный и обучающий потенциал игры. Рассмотрен разнообразный опыт применения игр на уроках. А также представлен комплекс обучающих и развивающих игр и игровых приемов, применяемых в разных классах и на разных предметах.

Феномен детской игры изучен исследователями довольно широко и разносторонне, как в отечественных разработках, так и за рубежом. А. Фромм, один из ведущих специалистов США в области детской психологии, педиатрии, психиатрии, в книге: «Азбука для родителей» пишет о значимости игры в жизни ребенка. Немецкий психолог К. Гросс, первым предпринявший попытку систематического изучения игры, считал, что игра для ребенка является изначальной школой поведения, школой жизни. Януш Корчак, польский педагог, врач и писатель считал, что игра — это возможность отыскать себя в обществе. Игра может рассматриваться как форма освоения социального опыта.

В отечественной науке родоначальником теории игры является великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он считал, что из игр душа ребенка извлекает пользу для своего развития.

Игра как источник духовного развития детей рассмотрена в многочисленных трудах ученых: Пиаже, Левина, Выготского, Эльконина, Ушинского, Макаренко, Сухомлинского, Шмакова. Большое значение в развитии теории игры имели работы советского психолога и философа С.Л. Рубинштейна. Согласно Рубинштейну, в игре формируется и появляется потребность ребенка воздействовать на мир.

Таким образом, игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

Объектом работы является игровая деятельность младшего школьника.

Предметом - место и значение игровой деятельности младшего школьника в образовательном процессе.

Цель: теоретически обосновать значимость игры в образовательном процессе начальной школы.

Задачи:

Дать характеристику учебной и игровой деятельности младших школьников.

Охарактеризовать различные классификации игр.

Выявить воспитательный и обучающий потенциал игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

Систематизировать опыт применения игр в образовательном процессе начальной школы.

Создать комплекс игр с учётом их тематики и возрастных особенностей младших школьников.


Статьи по теме:

Российский и зарубежный опыт
В Германии осуществляется дуальная система организации обучения по рабочей профессии – теоретическая часть осваивается в училище, а производственное обучение на заводе, причем немцы смогли в условиях производственного предприятия почти полностью совместить производственное обучение с производительн ...

Дидактические принципы и условия проведения игр и занятий с детьми раннего возраста
Дидактические игры дают положительный результат при условии планомерности их проведения. Педагог, предварительно хорошо изучивший содержание соответствующего раздела «Программы воспитания в детском саду», распределяет материал по занятиям, соблюдая последовательность от простого к сложному. От одно ...

Особенности изучение педагогического процесса
Характерная черта педагогических процессов – неоднозначность их протекания. Результаты обучения, образования, воспитания, развития зависят от одновременного воздействия очень многих причин. Достаточно изменить влияние даже одного-двух факторов, чтобы эти результаты существенно отличались между собо ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru