Многие авторы, анализирующие игры, делали попытки их классифицировать. Обычно основанием классификации являются целевое предназначение игры, физические или духовные структуры, в ней задействованные. Исходя из этого различают игры спортивные (физические, например «Салки», «Городки», и интеллектуальные, например «Что? Где? Когда?»); игры рациональные (шарады, кроссворды, ребусы). Кроме того игры можно систематизировать по содержательному признаку — военные, спортивные, экономические, а также по количеству участников — одиночные, парные, групповые, массовые.
П.П. Болонский указывает виды деятельности детей, которые объединяются термином «игра». Это «1) мнимые игры, 2) строительные игры, 3) подражательные, 4) драматизации, 5) подвижные и 6) интеллектуальные. Мнимыми играми являются манипуляции импульсивного происхождения у младенца. Объяснения этих импульсивных манипуляций дает неврология. Этот вид деятельности вообще сложно назвать игрой. Что касается строительных игр, то это строительное искусство ребенка. В свою очередь подражательные игры и драматизации — драматическое искусство ребенка. Подвижные игры так же не что иное, как драматизации, в которых огромную роль играет бег. Даже интеллектуальные игры (шахматы, шашки, карты) по своему происхождению — драматизации (сражение войск). Таким образом, то, что мы называем игрой, есть, в сущности, строительное и драматическое искусство ребенка. При такой теории понятно, как игра переходит в искусство. С другой стороны легче решается вопрос об отношении между игрой и трудом: в строительных играх эта связь почти переходит в совпадение; более сложной является связь между трудом и играми драматизирующего типа. Таким образом, в слишком суммарной проблеме игры скрываются две очень важные проблемы — труда и искусства.
В.Н. Всеволодовский-Гернгросс в книге «Игры народов СССР» группировал игры по трем большим рубрикам: драматические игры (игры производственные, бытовые: семейные, общественные), спортивные (простые состязания и состязания с вещами), орнаментальные (типа «плетень», «улица»).
В. Разумный выделял учебно-прикладные игры — игры, воспроизводящие трудовые процессы; игры, упражняющие интеллектуальные способности, - от стратегических до головоломок и ребусов; физические, тренирующие игры (спортивные), зрелищные игры.
Рассматривая игру как способ адаптации человека к действительности, Е.И. Добринская и Э.В. Соколов разделили игры на два класса: освобождающие и экстатические. Первые позволяют играющим создавать особое игровое поле, мир, как бы освобождающий от окружающей среды (например, кары, шахматы, карнавалы). Во-вторых — экстатических — человек как бы «подключается» к природным стихиям, проверяя себя на выносливость, на смелость, на склонность к риску (например, карусели, аттракционы, скачки, гадания, гороскопы).
Представляет несомненный интерес классификация, разработанная Р. Ван дер Коэй, в которой основное внимание фокусируется на стратегическом поведении играющего и выделяются четыре типа игры. Первые - агональные игры (от греч. agonia — борьба, состязание). Они имеют два варианта: а) спортивные игры, которые разделяются на групповые (футбол, волейбол) и парные (настольные игры); б) культурные состязания в эрудиции, ловкости (викторины, «Что? Где? Когда?»). Вторые — мимикрические игры (от англ. mimicry подражание). Это театрализованные игры, в которых стратегия определяется характером исполняемой роли. Третьи игры — это игры шанса. Коэй называет такую игру «алеаторической» (от лат. alea — игральная кость, жребий, случайность). Здесь немногое или почти ничего не зависит от личных качеств субъекта. И наконец, четвертые — это игры, основанные на эффекте движения («головокружительные»), - карусели, аттракционы. Этот класс игр менее всего связан общим основанием, он объединен с внешней физической организацией сгруппирован как бы по «остаточному» принципу.
Статьи по теме:
Классификация информационных технологий
В современной науке существует много различных подходов к определению термина "информационные технологии" (ИТ). Данный термин связан с двумя понятиями: информация и технология. Прежде всего, обратимся к определению категорий "информация" и "технология" с позиций общена ...
Текущая подготовка к занятиям
Подготовка к проведению темы из программы производственного обучения в себя включает: 1. Постановку целей изучения темы, точнее корректировку целей, сформулированных в ПТП. Эти цели мастер формулирует до встречи с группой, опираясь на усредненные представления об учащихся. ПТП определяет учебно-про ...
Повышение уровня воспитательной работы в школе
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" педагогические работники образовательных учреждений получают вознаграждение за классное руководство. Дополнительное вознаграждение в 2006 году получали 80 педагогических работников, в 2007 году 74 педагога, в 2008 году ...