К 1970-м годам в СССР произошло закрепление концепции и формы работы внешкольного учреждения, которая была разработана в 50-60 гг. По мнению экспертов, внешкольное учреждение представляло собой коллектив детей и взрослых объединенный общностью цели, а также синтезом формальных и неформальных отношений между школьниками и педагогами.
В советской системе образования в качестве главных принципов вне-школьной работы считались:
- массовость и общедоступность занятий на основе объединения детей по интересам;
- развитие инициативы у школьников и их самостоятельности;
- общественная польза от занятий;
- многообразие форм внешкольной работы;
- обращение внимания на возраст и индивидуальные особенности ребенка или подростка.
В целом, в 1970-80 гг. был достигнут пик наивысшего развития внешкольных учреждений, являющихся составной частью социалистического общества. Именно тогда определились приоритетные направления внешкольного досуга, и сложилась отечественная система работы с детьми, единственная в своем роде - разграничивающая и четко формирующая определенные задачи и содержание воспитательной работы. Весь воспитательный процесс при этом обязательно опирается на индивидуальные особенности и учитывает возраст ребенка. Все это позволило сформировать уникальный комплекс по воспитанию и внешкольному образованию детей и молодежи.
Внешкольные учреждения, наряду со средними образовательными заведениями, стали одними из главных воспитательных инструментов, методическая роль в распространении педагогических знаний зачастую выходила на первый план, уделялось внимание индивидуальной работе с детьми из неблагополучных семей. Усилилась роль внешкольных центров в координации всей воспитательной работы.
В 80-е гг. стали выявляться слабые места системы, в частности, стало ясно, что для дальнейшего развития внешкольных учреждений требуется предоставление им большей финансовой и хозяйственной самостоятельности. Для решения новых проблем требовался творческий поиск путей и новых средств модернизации всей структуры внешкольного образования при соответствующем документационном обеспечении нового правового статуса. Все эти и другие проблемы резко обострились в условиях реформирования экономики страны. Общеизвестно, что с 1992 года дополнительное образование детей включено Законом Российской Федерации «Об образовании» в государственную систему образования. Именно с этого времени начался процесс преобразования системы внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. В марте 1995 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 233 утверждается «Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей». Эти два государственных документа являются знаковыми для исторического обозрения дополнительного образования детей в качестве новой образовательной структуры.
Выводы:
1. Историческими предпосылками возникновения и становления отечественной системы дополнительного образования детей послужили теория и практика внешкольного образования, общественного воспитания, социально-культурной деятельности, детского движения, попечительской и благотворительной деятельности в России.
2. возникновение внешкольного образования в России относится к концу XIX века, т.е. с момента возникновения кружков, курсов ликвидации неграмотности.
3. Идея о свободном выборе и праве ребенка на его осуществление в собственном образовании (образовании себя) является ключевой для теории современного дополнительного образования детей.
Статьи по теме:
Педагогические условия и методика обучения композиционным умениям
школьников младших классов в процессе создания композиции из тестопластики
В начальной школе освоение скульптуры, вида художественной деятельности, знакомит школьников с разнообразными материалами и техниками, творческие задания формируют умение самостоятельно выбирать подходящий материал и решать композиционные задачи. Среди известных художников-скульпторов работающих в ...
Поставка школьных автобусов в сельские территории
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в Бельском района получено 3 школьных автобуса и один автомобиль "Газель" приобретён на условиях софинансирования. В настоящее время два автобуса находятся в МОУ Бельская СОШ и по одному в Кавельщинской и Грибановской ОО ...
Методические основы формирования у младших школьников
умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
по окружающему миру
Период обучения в начальной школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности (культуры) личности. Младший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а зате ...