Умственное развитие учащихся, являясь основным показателем эффективности любого метода или процесса обучения, тесно связано с познавательной активностью и самостоятельностью, уровень развития познавательной активности и самостоятельности характеризует познавательные возможности человека, и вместе с тем, есть одно из проявлений уровня умственного развития. Это вытекает из общеизвестного факта, как характер знаний, так и формирование определенных качеств личности, зависит от тех условий, в которых происходит усвоение знаний или формируются необходимые качества. В качестве критерия умственного развития рассматривается наряду с запасом знаний и богатство структуры мыслительной деятельности, что составляет одну из сторон познавательных возможностей. В свою очередь богатство структуры мыслительной деятельности обуславливает владение способами решения определенных задач, способность к самостоятельному решению новых задач, к открытию новых знаний .
Как для физиологического, так и для психологического направлений исследования мышления характерно представление о деятельности мозга как о процессе непрерывной регуляции, осуществляемой самим же мозгом, и которое поэтому можно назвать процессом саморегуляции. Чрезвычайный интерес в этой связи представляют исследования целостного поведения и поведенческих актов, связанных с такими фундаментальными понятиями теории деятельности, как «цель» и «стратегия». П.К. Анохин показал, что достижение организмом различного рода целей обеспечивается с помощью особого центрально-периферического образования, названного П.К. Анохиным «функциональной системой», которая рассматривается им в качестве регулятора всех форм деятельности организма, от самых простейших гомеостатических процессов до сложного речевого поведения .
Реализация «модели», т.е. достижение поставленной цели, происходит с помощью специального механизма, названного П.К. Анохиным «акцептором действия», который производит сличение фактических результатов с целью деятельности на основе «обратной афферентации», информирующей об успехе или неуспехе каждого отдельного акта деятельности. Сама деятельность, рассматриваемая как комплекс регуляторных актов, направленных на достижение определенной цели, включает в себя по меньшей мере два этапа: этап создания направляющей модели деятельности (образа), и этап реализации, осуществления этой модели с помощью сложного, многоуровневого аппарата корригирования, в основе которого лежит принцип обратной связи. Такое понимание общих механизмов деятельности вызвало к жизни (более или менее независимо друг от друга) целый ряд сходный концепций: «модель будущего» У.Р. Эшби, «план» Миллера, Галантера и Прибрама.
Эти концепции оказались родственными непосредственно психологической концепции «установки» Д.Н. Узнадзе. Согласно теории Д.Н. Узнадзе меду внешней средой и поведением стоит особый психологический механизм – установка, которая отражает «готовность к действию на основе ранее воспринятого воздействия», «преднастройку», своего рода «предрасположенность» к определенному протеканию деятельности.
Было показано, что установка, являясь определенной формой организации прошлого опыта индивида и отражая его потребности, обуславливает не только подготовку индивида к предстоящей деятельности, но является непосредственным регулирующим фактором, определяющим и протекавшие и сами результаты деятельности.
Статьи по теме:
Психолого-педагогические условия по воспитанию положительной оценки к окружающему
миру у младших школьников
Ценности педагогики не существует в изолированном пространстве. Социально-духовные сферы разных стран влияют друг на друга. Кризис или подъем в одних вызывает соответствующие изменения в других, поскольку все локальные подсистемы культуры (и образование в том числе) составляют открытую и динамическ ...
Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у
школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики
В опытно-экспериментальной работе для успешной реализации цели и задач выпускной квалификационной работы была проведена исследовательская работа с детьми 10-11 лет в три этапа: -констатирующий эксперимент; -формирующий эксперимент; -контрольный эксперимент. На протяжении всего эксперимента на урока ...
Особенности формирования сенсорных эталонов у дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью
У детей - олигофренов со значительным опозданием формируется умение выделять цвет как признак предмета (некоторые из них не умеют этого делать даже в начале младшего школьного возраста), им трудно усвоить названия даже основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый). Он ...