Показатели уровня развития познавательной активности

Страница 5

1. Умение самостоятельно и доказательно сделать один или несколько непосредственных выводов из одного какого-либо данного условия.

2. Умение доказательно придти к нескольким параллельным и изолированным друг от друга непосредственным выводам на основе различных данных условий.

3. Умение сделать один или несколько опосредованных выводов из одного или нескольких данных условий, но при этом все выводы изолированы друг от друга.

4. Умение делать опосредованные выводы на основе выявления связи между различными данными условия.

Б.Г. Зильберман устанавливает следующие уровни познавательной самостоятельности учащихся:

1. Овладение техникой умственного труда как база для умений творческого порядка.

2. Поэтапное овладение логикой решения задач.

3. Ученик самостоятельно умеет выдвинуть новую проблему, рационально решить ее на уровне вычленения новых, многосторонних связей, проверить правильность решения и добиться претворения в жизнь правильного понимания вопроса .

Думается, что только последнее из этих утверждений есть собственно обозначение одного (вероятно, высшего) уровня познавательной самостоятельности. Остальные два – не уровни познавательной самостоятельности, а возможные (но не исчерпывающие) пути ее формирования.

И, наконец, уровни познавательной самостоятельности, как их понимает Н.А. Половникова. Первый уровень познавательной самостоятельности определяется ею как «копирующая самостоятельность» при «простейших переносах»; второй – как «воспроизводяще-выборочная» познавательная самостоятельность (способность к самостоятельному воспроизведению методов решения проблем и к выбору нужного метода); третий – «творческая» познавательная самостоятельность (способность учащихся самостоятельно устанавливать рациональные, новые для них пути овладения знаниями).

Такое понимание уровней познавательной самостоятельности представляется нам оригинальным и интересным. Однако уровни познавательной самостоятельности, как их понимает Н.А. Половникова, направлены только на выяснение способа решения задачи, проблемы. Обучение же имеет целью не только дать знания о способах решения проблем, но и знание самих решений, ответов на эти проблемы, то есть собственно «знания». Уровни же познавательной самостоятельности, как их понимает Н.А. Половникова, не позволяют выяснить качество этих знаний, особенно при изучении информатики.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Статьи по теме:

Выразительное чтение как метод приобщения детей к книге
Искусству выразительного чтения и выразительному чтению как методу (способу) работы с детьми над художественным произведением уделялось много внимания. Большую роль в разработке теории и практики этого вопроса сыграли школьные методисты, первым из которых был В.П. Острогорский. О применении этого м ...

Сравнительный анализ детского и взрослого дополнительного образования
№ п/п Основные характеристики деятельности дополнительного образования. Дополнительное образование детей Дополнительное образование взрослых 1. Цель Обеспечить доступность и эффективность дополнительного образования, создать условия для развития творческого потенциала и формирование всесторонне раз ...

Особенности организации и руководства играми детей старшего дошкольного возраста
По данным Л.В. Артемьевой в старшем дошкольном возрасте сознательное отношение к играм, их правилам и их обязательному выполнению вырабатывается у детей постепенно и не одновременно. Сначала дети играют под руководством воспитателя, затем самостоятельно. Игры подбираются и организуются в соответств ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru