Таким образом, мы оказались перед закономерно возникшей и уже получившей некоторое признание гипотезой о том, что в основе познавательных способностей человека лежат устойчивые коренные особенности саморегуляции. Необходимым условием развития познавательных способностей в процессе обучения является высокий уровень умственной активности, которая, в свою очередь, становится показателем уровня развития познавательных способностей. Использование познавательной активности и самостоятельности в качестве показателей развития познавательных способностей требует более четкого определения того, что входит в их структуру.
Имеющиеся на сегодня научные данные (биологические, психологические, педагогические, социологические и т.д.) говорят о том, что познавательная активность – очень сложное в структурном и функциональном отношении качество (а точнее способность) познающей личности, имеющее в своей основе некоторую иерархию ее функциональных свойств, которое, однако, при наличии разноаспектных исследовательских подходов не сложилось в четко очерченную и разработанную систему.
Познавательная активность рассматривается как деятельное состояние человека, которое характеризуется стремлением к освоению новых знаний, умственным напряжением и проявлением волевых усилий, и вместе с тем как внутренний механизм, приводящий человека в готовность действовать соответствующим образом в конкретной проблемно-познавательной ситуации, как динамическое интегральное свойство познающей личности, меняющее под воздействием обучения свой характер от воспроизводящего до творческого.
В познавательной активности выделяют мотивационную и операционную сферы. Познавательная активность проявляется, во-первых, в усиленной отражательно-преобразовательной деятельности, связанной с мобилизацией всех интеллектуальных эмоциональных и волевых качеств личности. В этом плане она может быть охарактеризована мерой сознательных усилий, участия обучаемого в процессе поиска неизвестного, подлежащего усвоению .
Во-вторых, в целенаправленности познавательной деятельности. Познавательная активность выступает здесь как отношение познающей личности к предмету, процессу и цели познания, и характеризуется степенью ее внутренней готовности к реализации своих познавательных возможностей.
Внутренняя готовность включает в себя не только желание, стремление человека действовать в определенном направлении, но и умение действовать, обеспечивающее успех познавательной деятельности, т.е. наличие определенных знаний, навыков и умений, актуальные способности обучаемого.
В-третьих, в самостоятельности принятия решений в сложившейся проблемной ситуации, выбора путей и средств достижения цели, в инициативности, оригинальности и своеобразии решения проблем.
В-четвертых, в способности организовать получаемую информацию определенным образом, формировать систему знаний.
Познавательная активность рассматривается нами в качестве непременного внутреннего условия творческого познания студентов и, следовательно, важнейшего фактора развития их творческих возможностей.
В современной литературе явление возрастания активности всего живого связывается прежде всего с повышением уровня его организации, сопровождающейся усилением таких его свойств, как самоорганизация и самодетерминация, то есть в повышении роли факторов внутреннего порядка в сравнении с влиянием внешней среды. И физиология, и кибернетика рассматривают активность как свойство самоуправляемых систем.
Статьи по теме:
Особенности социально-экономического развития и политического положения
Восточной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв
Проводимые Россией реформы 60-70-х гг. XIX в. начали оказывать все возрастающее влияние на социально- экономическое и культурное развитие Восточной Сибири. Отсутствие помещичьего землевладения способствовало росту капитализма в сельском хозяйстве Сибири, но остававшиеся в нем докапиталистические пе ...
Анализ методик развития фонематических процессов у младших
школьников с нарушением произносительной стороны речи
Сейчас приняты новые Федеральные государственные требования, направленные на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность. Для успешной реализации этих требований мы должны обеспечить ...
Прием – сообщение учащимся биографии автора
Биография писателя, поэта неразделимо связана с его творчеством. Биография детского писателя – вдвойне. Человеку, пишущему о детях и для детей, очень трудно абстрагироваться от собственного, детского опыта жизни, детских переживаний. Здесь уместно вспомнить драматурга А. Володина, сказавшего, что п ...