Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, появились новые информационные технологии, люди все активнее пользуются персональными компьютерами и системой Интернет.
Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлимой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество исследований (М. Коул, С. Пейперт, А. В. Беляева, С. Л. Новоселова, Ш. Текл и др.).
Сегодня информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности, оказывают огромное влияние, как на общественное сознание, так и на формирование индивидуальности каждого человека. В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков.
В последнее время участились случаи обращения родителей к специалистам по поводу детского воровства, агрессивности детей, их подавленного настроения, повышенной тревожности, пропусков занятий в школе и бродяжничества. В процессе изучения проблем данных семей выявляется причина такого отклоняющегося поведения - это новый вид зависимости – компьютерный. Родители жалуются на то, что компьютерные игры стали основным интересом детей, подчиняющим поведение, заполняющим всё свободное время и блокирующим развитие других интересов.
В связи с актуальностью данной проблемы мы предлагаем воспитательную программу профилактики компьютерной зависимости среди детей и подростков в общеобразовательной школе.
Цель данной программы: профилактика компьютерной зависимости среди детей и подростков; повышение интереса к различным сферам современного досуга.
Задачи программы:
1. Подготовить сознание детей и подростков к противодействию негативным воздействиям компьютерных игр;
2. Помочь осознать детям их образовательные потребности способы их удовлетворения с помощью компьютера (развлечение, снятие стресса, познание и др.);
3. Проинформировать детей и подростков о воспитательных возможностях школы и внешкольных учреждениях;
4. Проведение анкетирования среди учащихся 7, 9, 11 классов на тему «Место компьютера и телевидения в жизни современных детей и подростков».
Предлагаемая программа предназначена для детей и подростков 7, 9 и 11 классов, а также для их родителей.
Программа состоит из двух направлений работы:
1. Работа с учащимися 7, 9, 11 классов
2. Работа с родителями учащихся 7, 9, 11 классов
Первое направление предусматривает проведение бесед, дискуссий, демонстрацию фильма, участие в акции. Второе направление также предусматривает проведение бесед с родителями, проведение круглого стола, дискуссий.
Результатами проделанной работы должны стать:
· Информированность детей и их родителей в области влияния компьютерных технологий на досуговую, учебную и профессиональную деятельность человека;
· Увеличение интереса детей к различным сферам досуговой деятельности;
· Уменьшение процента детей, в наибольшей степени увлеченных компьютерными играми;
· Осознание детьми и их родителями влияния компьютерных игр на структуру досуга, а также на социально-психологическое здоровье.
Предлагаемая программа профилактики рассчитана на один месяц обучения в средней общеобразовательной школе, занятия будут проходить один раз в неделю с родителями учащихся и по два раза в неделю с учащимися. Время занятий от 30 минут до 1 часа, время может варьироваться в зависимости от желания детей или родителей.
Таблица 3
Воспитательная программа профилактики компьютерной зависимости среди детей и подростков
План воспитательных мероприятий
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Работа с родителями 7, 9, 11 классов |
4 ч 30 мин |
· |
Просветительская беседа на тему «Компьютер и дети» |
1 час |
· |
Проведение беседы на тему: «Компьютерная зависимость и как с ней бороться» |
1 час |
· |
Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия» |
30 минут |
· |
Дискуссия по фильму «Виртуальная агрессия» |
1 час |
· |
Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости |
1 час |
2 |
Просветительская работа с детьми |
6 ч 30 мин |
· |
Проведение классного часа на тему: «Роль компьютера в твоей жизни» |
1 час |
· |
Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия» |
30 минут |
· |
Проведение дискуссии по фильму «Виртуальная агрессия» |
1 час |
· |
Проведение диспута «Компьютерные игры в моей жизни» |
1 час |
· |
«Избавься от «стрелялки», получи взамен «болванку» (на подростковом сленге «болванка» означает диск для записи). |
В течение дня |
· |
Подведение итогов акции в виде наглядного отчета (стендовая информация, проведение радиотрансляции) |
1 час |
· |
Итоговое занятие «Суд над компьютерными играми» |
2 часа |
Статьи по теме:
Педагог дополнительного образования и характеристика его деятельности
ДО – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки ГОС (государственных образовательных стандартов) и реализуется по средствам дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях ДО детей, так и в общеобразовательных учреждениях. Педагог дополнительного образования - ...
Возрастные особенности и потребности в организации досуговой деятельности
различных групп взрослого населения
Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых и предпочтительные формы проведения свободного времени. Получить дополнительное, не профессиональное образование с целью удовлетворения своих потребностей в самореализации, взрослые могут в свободное от работы время, в ч ...
Сравнительный анализ основных данных констатирующего и контрольного экспериментов
После завершения цикла занятий был проведен контрольный эксперимент. Рис. 3. Данные констатирующего и контрольного экспериментов по методике выявления уровня художественного восприятия. Как видно динамика по первому уровню в контрольной группе составила 25%, а в экспериментальной 20% По второму уро ...