Анализ и сущность понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни»

Аналитическое образование » Участие социального педагога в формировании основ здорового образа жизни у первоклассников » Анализ и сущность понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни»

Страница 1

В развитии понятия здоровья в литературе наметилось три основных направления. Первое из них можно охарактеризовать как вербальное, с накоплением вербальных признаков здоровья, второе - условно можно назвать «относительным», т.к. здоровье определяется относительно т.н. «нормы», и третье, менее развитое, фундаментальное исследование категории здоровья как определенного состояния сложной биосистемы – организма человека.

Из множества определений здоровья наибольшее распространение (по количеству ссылок и цитирования) получило определение, данное ВОЗ: «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946). Однако эта концепция по прошествии более 60 лет с момента ее опубликования требует существенной коррекции.

Вследствие неопределенности субъективного понятия «благополучие» в контексте «здоровье», тем более «социальное благополучие», которое далеко не всегда является признаком здоровья, хотя может влиять на него, а также недостижимость цели как идеальной, эта концепция рассматривается как неудовлетворительная.

Нельзя также не согласиться с мнением В.А.Лищука и Е.В. Мостковой о том, что при определении здоровья термин «состояние» или его аналоги - «потенциал» и т.п. недостаточен (статичен, является описательным и характеризует по сути результат здоровья).

Если же сопоставить здоровье с основной характеристикой человека - жизнедеятельностью, то интегральным показателем, отражающим состояние человека в динамике времени и средовых воздействий является жизнеспособность или просто способность сопротивляться, приспосабливаться, реализовать свои биологические и социальные функции.

Среди конкретных элементов (признаков) здоровья ряд авторов предлагают выделять следующие: уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма, резервные возможности основных функциональных систем, уровень неспецифической резистентности и иммунной защиты, личностные качества человека (ценностно-мотивационные установки, эмоциональные особенности и т.п.).

В многочисленных других определениях в качестве основных признаков здоровья используются: 1) отсутствие болезни, 2) нормальное состояние организма, 3) динамическое равновесие организма и среды, 4) способность к полноценному выполнению социальных функций, 5) полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоничное развитие организма, 6) способность приспосабливаться к динамическим условиям окружающей среды, 7) жизнеспособность, как интегральный показатель жизнедеятельности, т.е. осуществление биологических и социальных функций и пр.

П.И. Калью, проведя анализ сущностных признаков здоровья в трудах

разных авторов, группировал все их разнообразие в соответствии со следующими моделями определения понятия здоровья.

• В медицинской модели здоровьем считают отсутствие болезней и их симптомов, при этом упор делается на медицинские признаки и характеристики.

• Биомедицинская модель рассматривает здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. Основной акцент делается на природно-биологической сущности человека.

• Согласно биосоциальной модели здоровье включает в себя биологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве, но при ведущей роли последних.

• Ценностно - социальная модель предполагает, что здоровье является для человека ценной, необходимой предпосылкой для полноценной жизни.

В последней собраны все определения здоровья, содержащие несколько признаков.

Таким образом, здоровье, как и сам человек, представляется как целостное многомерное динамическое состояние человека, обеспечивающее определенный уровень жизнеспособности и жизнедеятельности за счет фундаментальных свойств - саморегуляции и адаптивности. Следовательно, степень развития у человека способностей к адаптации определяет уровень его стабильности, в конечном итоге – здоровье.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Информационные технологии в технологической подготовке воспитанников детского дома
Какое место отводится технологической подготовке воспитанников в детском доме? Уж, конечно, не первое. А как сделать так, чтобы предельно загруженные учащиеся с удовольствием шли на урок технологии и выполняли домашнее задание с интересом и творчески? Перевести свой предмет из разряда второстепенны ...

Из опыта работы педагогов
Развитие системы образования происходит в непрерывном взаимодействии педагогической науки и образовательной практики. Оригинальные подходы к обучению, использование новых методик и технологий, педагогические находки учителей дают широкую возможность изучения, анализа и использования в своей практич ...

Сеть школ и их учебно-материальная база
Распространение на Восточную Сибирь с 1867 г. действия «Положения об управлении гражданскими учебными заведениями в Западной Сибири» от 12 апреля 1859 г. имело также благотворное влияние и на создание системы среднего образования в регионе. В 1868 — 1869 гг. открыли Красноярскую губернскую гимназию ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru