Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни (ЗОЖ). Однако, как свидетельствует анализ исследований в данной области, у большинства россиян, особенно молодого поколения страны, не сложились ценности, обусловливающие такой образ жизни.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1 классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Учёными доказано, что 75% болезней взрослых заработаны в детские годы. Думая о будущем детей, надо особо подчеркнуть возраст от рождения до 16 лет как самый важный. Всё, что может произойти впоследствии, заложено в этот период и отзовётся не только болезнями, а в конечном итоге счастьем или несчастьем человека.
Таким образом, перед образовательным учреждением стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.
Вопросы здоровьесбережения актуальны во все времена. Но особенно актуальны теперь, когда школу называют не только «школой знаний», но и «школой болезней». Проблемы детского здоровья нуждаются сегодня в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба. Фундаментом валеологии – науки о здоровье – является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастной психологии, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье ребенка, гармонично развивать личность. Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи и другие специалисты.
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением и в деятельности социального педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста, т.к. приобщение младших школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его зависимости от социальных факторов.
Все это обуславливает актуальность темы выпускной квалификационной работы.
В исследование и решение проблемы здоровья детей, формирования здорового образа жизни у детей внесли вклад в различное время: психологи и физиологи: В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский и др.; ученые-медики: Н.А. Амосов, В.Ф. Базарный, Ю.П. Лисицин, Б.Н. Чумаков и др.; педагоги: Ш.А. Амонашвили, В.К.Зайцев, В.В. Колбанов, Я. Корчак, С.В. Попов, В.А. Сухомлинский и др.
Педагогами обсуждаются пути и условия формирования ЗОЖ учащихся, ведется поиск стратегических ориентиров его достижения (Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзман, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, Л.Д. Козлова, Т. Кружилина, Г.И. Семикин, З.И. Чуканова и др.).
Объект исследования – процесс формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
Предмет исследования – способы формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
Целью исследования является выявление условий, способствующих эффективности формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
Задачи исследования:
1) проанализировать современную научную литературу с целью выявления сущности проблемы формирования здорового образа жизни;
2) определить уровень представлений младших школьников о здоровом образе жизни;
3) определить особенности процесса формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни;
4) описать валеологическую модель деятельности социального педагога;
5) проанализировать работу социального педагога по формированию ЗОЖ у первоклассников на примере работы социального педагога МОУ СОШ №3 г. Гороховец Владимирской области.
Гипотеза исследования: деятельность социального педагога по формированию основ ЗОЖ у первоклассников будет эффективной при соблюдении следующих условий:
¾ учет возрастных, психологических особенностей детей;
¾ организация взаимодействия социального педагога с медицинским работником, учителем начальных классов, семьей;
¾ обеспечение максимальной двигательной активности детей;
¾ содержание уроков и внеклассной деятельности будут насыщены валеологическими знаниями, мотивирующими детей на ЗОЖ;
¾ благоприятная психологическая атмосфера.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования:
¾ изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы;
¾ педагогическое наблюдение, метод беседы с целью определения уровня сформированности представлений младших школьников о ЗОЖ;
¾ метод словесных описаний с целью изучения самостоятельной деятельности детей по сохранению собственного здоровья.
База исследования: 1 класс МОУ СОШ №3 г. Гороховец Владимирской области
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения.
Во введении рассматривается актуальность проблемы на современном этапе развития общества, указываются педагоги и психологи, работающие над данной темой, представлен аппарат исследования.
В первой главе раскрывается сущность понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни», проанализированы проблемы здоровья в образовательном аспекте, выделены особенности формирования компонентов ЗОЖ в младшем школьном возрасте.
Во второй главе речь идет о валеологическом аспекте деятельности социального педагога, рассмотрен комплекс мероприятий, проводимых социальным педагогом в целях формирования основ ЗОЖ у первоклассников, проанализирована работа социального педагога по формированию ЗОЖ у первоклассников на примере работы социального педагога МОУ СОШ №3 г. Гороховец Владимирской области.
В заключении сделан вывод об эффективных условиях, способствующих формированию ЗОЖ младших школьников и воспитанию у них потребности к самосовершенствованию и укреплению своего здоровья.
Статьи по теме:
Формы и методы, которые использует педагог дополнительного образования при
решении задач профессиональной ориентации
Планировать работу педагога ДО по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формир ...
Методическое изучение темы
Наши предки уделяли много внимания традициям и передавали их из уст в уста подрастающему поколению. Особо ярко это отражено в таких обрядах о обычаях, как свадьба, строение дома и рождение ребёнка. Еще в прошлом веке в крестьянской среде отказывались признавать брак, если не было сватовства, «закры ...
Организация и проведение экскурсий
Одной из простых и доходчивых форм ознакомления учащихся с достижениями науки, техники, передовых методов труда новаторов производства на уроках теоретического и производственного обучения являются экскурсии. Производственные экскурсии проводиться на предприятиях, которые имеют непосредственное отн ...