Деятельность социального педагога по формированию основ ЗОЖ осуществляется в общем контексте формирования здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении, направленном на обеспечение разностороннего развития школьников в условиях здоровьесберегающей среды.
Нормативно – правовой базой являются:
1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года);
2. Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
4. Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений и др.
Цель деятельности: содействие формированию здоровьесберегающего образовательного пространства в образовательном учреждении, в котором идет формирование и укрепление здоровья школьников, воспитание у них культуры здоровья, обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, воспитание у них культуры здоровья.
Работа с первоклассниками началась с тщательного изучения медицинских карт детей и предложения родителям написать характеристику о здоровье своего ребёнка.
По итогам углублённого медицинского осмотра учащихся выявилось, что из 24 учащихся:
¾ хроническими заболеваниями болеют - 17 человек:
¾ сердечно-сосудистые – 1чел.
¾ бронхит – 1чел.
¾ часто болеют простудными заболеваниями – 18 чел.
На основании предварительного исследования социальным педагогом были сформулированы первоочередные задачи:
1) обеспечение первокласснику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
2) снижение уровня заболеваемости первоклассников;
3) сохранение работоспособности на уроке;
4) формирование у первоклассников знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
5) формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Работать над задачей создания здоровьесберегающей среды социальный педагог начал с увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи были введены следующие спортивно – оздоровительные мероприятия:
¾ утренняя зарядка. В начале каждого рабочего дня перед занятиями физорг класса проводит зарядку со стихотворным оформлением или музыкальным, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения;
¾ игровые перемены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут между уроками помогают оздоровительные минутки и динамические перемены. Темы социальный педагог совместно с учителем начальных классов подбирал разные, актуальные для учеников данного класса. Темами таких уроков были: «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоров!», «Всё имеет смысл, пока мы здоровы», «Я здоровье берегу – сам себе я помогу», праздник здорового питания, праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.
Активная работа проводилась с семьёй. Она заключалась в обучении родителей первоклассников конкретным приёмам и методам оздоровления. В этих целях социальный педагог широко использовал: консультации, деловые игры, тренинги, совместные спортивные праздники, Дни здоровья, прогулки на природу.
Социальному педагогу принадлежала идея оформления в классе «Уголка здоровья». Совместно с учителем был сделан специальный символ – «Цветок здоровья», у которого 5 лепестков.
Названия лепестков: мой организм, моё настроение, моё отношение к людям и окружающему миру, мои знания, мои увлечения.
Каждый лепесток имеет свой цвет и его значение:
¾ красный – мой организм (цвет опасности, а если в организме есть отклонения, нужно сразу обратить на это внимание);
¾ жёлтый – моё настроение (это цвет солнца, а когда светит солнышко, то появляется хорошее настроение);
¾ зелёный – моё отношение к людям и окружающему нас миру, это цвет спокойствия и гармонии;
¾ синий – это знания;
¾ белый – творчество, т.к. знания оказывают влияние на любую из этих сфер ученика.
«Цветок» яркий, красивый – это значит, что никто в классе не болеет, на переменах не ссорятся, помогают друг другу.
Кроме этого, регулярно с участием социального педагога проводились классные часы по санитарно-гигиеническому просвещению первоклассников. Были составлены планы по профилактике острых вирусных и кишечных инфекций, план по воспитанию основ рационального питания, на основании которых велась профилактическая и просветительская работа по данным направлениям. Такое внимание именно к этим заболеваниям связано с широким их распространением и возникновением эпидемических ситуаций в стране и в регионе, а так же большим вниманием администрации города к полноценному питанию детей.
Статьи по теме:
Основные подходы к воспитанию и обучению: латинофинский,
византийско-русский, славяно-греко-латинский, старообрядческий
В XVII в. в педагогической мысли и школьном деле происходит размежевание, вызванное сближением с Западом и различным отношением к западной культуре и образованности. Во второй половине века определились четыре основных подхода к воспитанию и обучению: 1) латино-фильский (С. Полоцкий, С. Медведев); ...
Упражнения для формирования грамматических навыков
Упражнения – важный этап в работе над грамматикой. Он связан с накоплением языковых средств и практикой их использования в разных формах общения. В предыдущей главе мы говорили об этапах обучения грамматике: ознакомление, первичное закрепление и развитие навыков и умений использования грамматики. С ...
Сущность понятия восприятия, художественного восприятия
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить основные подходы к определению понятия восприятия. Так, М.В. Гамезо, В.Г. Казаков, считают что восприятие – это познавательный психологический процесс, в результате которого происходит отражение в сознании человека предметов и явлений п ...