В течение всего учебного года проводились внеклассные мероприятия по воспитанию культуры здоровья первоклассников – игры, игры-путешествия, конференции, устные журналы, конкурсы и т.д.). Именно такие формы работы наиболее успешно достигаются цели и задачи, поставленные социальным педагогом (пример внеклассного занятия представлен в Приложении 4).
С участием первоклассников проведены:
¾ конкурс рисунков «Мой любимый вид спорта»;
¾ праздник «Здоровье в порядке – спасибо зарядке;
¾ инсценированный классный час «О режиме дня» и др.
Социальный педагог организовывал бесплатное питание обучающихся льготных категорий, ведь полноценное горячее питание детей – необходимое условие сохранения и укрепления здоровья. В 2010 – 2011 учебном году 29 детей - льготников было обеспечено бесплатными школьными завтраками и обедами. Для этого был собран весь пакет необходимых документов обучающихся и на каждого льготника оформлены приказы. Все документы заверены в управлении учета и отчетности образовательных учреждений.
При активном участии социального педагога была организована работа по формированию здоровьесберегающих компетенций у родителей первоклассников. Для этого им была написана программа родительского лектория для 1 класса. В лектории были организованы выступления педагогов начальной школы, зам.директора по учебно-воспитательной работе, социального педагога, врача- педиатра и психолога школы. Привлечение медицинских работников, педагогов, других специалистов наших социальных партнеров помогает тесному взаимодействию всех заинтересованных сторон, родители имеют возможность получить консультации при их необходимости у специалистов. На последнем заседание было проведено анкетирование родителей, которое показало, что они положительно оценивают опыт лектория и хотели бы его продолжения на следующий учебный год.
Использование детской инициативы в работе по пропаганде ЗОЖ и профилактике школьных заболеваний – необходимое условие для эффективности здоровьесберегающей деятельности школы. В прошедшем учебном году в рамках Дня здоровья с участием первоклассников были проведены следующие мероприятия:
¾ подвижные перемены;
¾ рейд «Чистые руки» (контроль над соблюдением элементарных норм гигиены).
Одно из направлений деятельности социального педагога МОУ СОШ №3 – профилактика ДТП с участием детей.
Проводимые социальным педагогом мероприятия с первокласниками по профилактике дорожного травматизма следующие:
¾ традиционный праздник «Посвящение первоклассников в пешеходы»;
¾ игра «Путешествие в страну дорожных знаков»;
¾ изготовление плакатов - напоминаний «О соблюдении ПДД» перед каникулами;
¾ Дни инспектора ГИБДД в школе.
При проведении таких мероприятий сотрудники ГАИ выступают перед первоклассниками с беседами, участвуют в проведении внеклассных мероприятий, например, вручают паспорта пешехода первоклассникам на празднике «Посвящение в пешеходы».
Данные формы и методы работы позволяют воспитывать дисциплинированных участников дорожного движения и снизить количество нарушений ПДД обучающимися школы, а, следовательно, предупреждают детский дорожно-транспортный травматизм.
Таким образом, деятельность социального педагога по формированию ЗОЖ у первоклассников в МОУ СОШ №3 осуществляется в следующих направлениях:
1) организационные мероприятия (организация бесплатного питания для льготных групп обучающихся);
2) санитарно – гигиеническое воспитание или обучение здоровью:
¾ санитарно-гигиеническое просвещение (внеурочные формы работы и классные часы);
¾ формирование физической культуры личности (дни здоровья; спортивные мероприятия и праздники);
3) работа с родителями;
4) организация и использование детской инициативы в пропаганде ЗОЖ;
5) профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации.
Любой аспект социальной работы касается сбережения здоровья и содействует ему. Поэтому роль социального педагога в воспитании культуры здоровья трудно переоценить. Однако успешная реализация этой важнейшей социальной задачи можно осуществить при определенном уровне подготовленности педагогов, включающей широкий круг знаний, навыков и умений.
В данной главе была проанализирована деятельность социального педагога по формированию ЗОЖ у первоклассников на примере работы социального педагога МОУ СОШ №3 г. Гороховец Владимирской области.
Деятельность социального педагога по формированию основ ЗОЖ в МОУ СОШ №3 включена в общий контекст формирования здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении, направленном на обеспечение разностороннего развития школьников в условиях здоровьесберегающей среды, и осуществляется в следующих направлениях: организационные мероприятия (организация бесплатного питания для льготных групп обучающихся); санитарно – гигиеническое воспитание или обучение здоровью (санитарно-гигиеническое просвещение (внеурочные формы работы и классные часы), формирование физической культуры личности (дни здоровья; спортивные мероприятия и праздники)); работа с родителями; организация и использование детской инициативы в пропаганде ЗОЖ; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Статьи по теме:
Развитие и воспитание детей раннего возраста
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Для физического и нервно-психического развития детей перв ...
Самостоятельность как компонент этического становления самоорганизации
детей
Самоорганизацию мы представляем как деятельность, направленную на поиск и творческое преобразование действительности, как высокую адаптивность, активную мобилизацию внутренних ресурсов личности. В психологии деятельность человека рассматривается как внутренняя (психическая) и внешняя (двигательная) ...
Анализ методик развития фонематических процессов у младших
школьников с нарушением произносительной стороны речи
Сейчас приняты новые Федеральные государственные требования, направленные на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность. Для успешной реализации этих требований мы должны обеспечить ...