Для того, чтобы изобразить предмет, ребенку необходимо знать его основные признаки: форму, цвет, размер и пространственное расположение, а также владеть приемами построения формы и умениями отображать ее в рисунке. Школьники специальных (коррекционных) школ без предварительного обучения оказываются слабо подготовленными к передаче в рисунке основных признаков и свойств предметов, а тем более к рисованию предметов по представлению.
Таким образом, становится необходимым коррекционное воздействие на процесс формирования образа предметов и развитие изобразительных навыков.
В связи с организацией и проведением коррекционно-воспитательной работы по формированию элементов воображения у умственно отсталых учащихся первостепенное значение приобретает содержание тематического рисования. Сложные задания, подобранные без учета имеющихся представлений о том или ином предмете (явлении), могут оказаться непосильными для выполнения. И наоборот, слишком простая работа выполняется без должного напряжения и, что самое главное, теряет свое коррекционное свойство. В основе системы работы мы старались подобрать такое содержание, отражение, которого в рисунке потребовало бы от учащихся определенных усилий, но при этом, чтобы предлагаемые задания вызывали у детей желание выполнить рисунок как можно лучше.
План работы по изобразительной деятельности мы составили таким образом, что бы урокам рисования на темы предшествовали уроки рисования с натуры или тщательные наблюдения объекта с установкой на последующее изображение его по представлению.
Эффективность занятий значительно возрастает, если мы будем перед практической работой школьников проводить соответствующую подготовку. Исходя из этого, мы решили построить занятия так, чтобы обеспечить оптимальные условия для обогащения зрительных представлений школьников и формирования потребности в творчестве. Каждый урок строился по следующей схеме:
- определение, уточнение и разъяснение тематики рисунка;
- перечисление и словесное описание учащимися объектов, включаемых в рисунок;
- дополнительное рассматривание и изучение объектов в натуре или их изображений;
- изучение различных конструктивных элементов для более точной передачи образа предмета;
- организация комбинаторной деятельности учащихся с целью лучшего расположения частей рисунка в пространстве;
- объяснение порядка выполнения рисунка и показ приемов работы;
- использование игровых ситуаций и игровых моментов;
- поощрения попыток внести элементы творчества в работу.
Применение и всестороннее изучение натуральных объектов и наглядных пособий обеспечивает лучшее формирование представлений. Для этого мы использовали книжные иллюстрации, таблицы с изображением людей и животных, различные репродукции, плакаты, открытки, фотографии т. п. В оборудование наших уроков также входили игрушки, муляжи, чучела птиц и животных и т.д., проходил показ диафильмов, диапозитивов, различных видеофильмов.
Особая роль в формирование элементов творческого воображения на уроках тематического рисования отводилась словесным объяснениям и указаниям. Разумное сочетание слова и наглядности дает, по мнению Горшенкова И.А. (1993), особенно хорошие результаты. У учащихся образуются более явные точные представления в тех случаях, когда учитель не только демонстрирует предмет или его изображение, но и подробно о нем рассказывает.
Работа проводилась в специальной (коррекционной) школе №107 8 вида на протяжении 2004–2005 уч. года. Группа состояла из 10 человек: 4 девочек и 6 мальчиков. Для иллюстрации сошлёмся на конкретный пример планирования уроков и отдельных ситуаций на уроках изобразительного искусства по программе 4-го класса.
Статьи по теме:
Барьеры общения и актуальность их минимизации в условиях совместной
деятельности
Актуальность проблемы "барьеров" общения обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений "человек-человек". Очевидно, что в сфере бизнеса, педа ...
Анализ программы модернизации системы образования городского
округа Власиха Московской области
Очевидно, что наше будущее целиком зависит от того, насколько мы готовы к инновациям, какие научные, творческие, духовные и материальные вложения в создание "новой" России мы сделаем сегодня. Именно поэтому современная политика государства направлена на проведение масштабных, системных из ...
Понятие — продуктивное мышление. Общая характеристика видов мышления
Предмет нашего исследования — творческое (продуктивное) мышления. Хотя это понятие давно употребляется в психологической литературе, его содержание дискуссионно. Обращаясь к анализу литературы, мы ставили перед собой задачу выяснить, как крупнейшие представители психологических теорий определяют по ...