- ритмичность и декоративность, т.е. на ритмичный повтор формы с последующим закреплением мышечной памяти;
- геометрические законы и пропорции, совершенствуем внимание на глазомер;
- освоение нового графического материала и знакомство с его возможностями и свойствами;
- самостоятельное осмысление графических приемов для достижения художественного замысла.
На занятиях применялись следующие игровые моменты: рисование «косого дождя», «дым идет», «извилистые ручейки», «разные колечки» и т.п.
На втором этапе работы
значительное место отводится упражнениям на узнавание, называние и различение предметов по форме, цвету, величине, на развитие умения ориентироваться на листе бумаги. Даже очень хорошо знакомые предметы (овощи, фрукты, игрушки) учащиеся рисуют после их предварительного анализа. Мы старались сочетать осязательно-двигательный и зрительный способы обследования предмета и обязательно называть его основные визуальные признаки. Объекту изображения принадлежит особая роль в создании положительного отношения к рисованию. Наибольшее внимание умственно отсталые дети проявляют к предметам, уже знакомым им и о которых они сами могут сообщить некоторые сведения. Выразительный, эмоциональный рассказ учителя о том или ином предмете еще больше привлекает к нему учащихся. Наряду с установлением внешних признаков, имеющихся в рисовании важное значение, школьники пытаются узнать и о некоторых внутренних свойствах объекта (например, о материале из которого он сделан, конструкции, способе крепления или вращения отдельных узлов и т.п.)
Учащимся предлагались следующие задания, используемые Андреевой Л.В. (2004) (Приложение 2) адаптированные нами в соответствии с Программами специальных (коррекционных) школ 8 вида (2001):
1. Декоративное изображение деревьев.
2. Декоративное изображение цветов.
3. Изображение животных на основе круга.
4. Узор в природе. Паутинка, морозные узоры, прожилки на листьях, ветви, узор коры.
5. Узор и орнамент в быту. Украшение орнаментом предметов.
6. Упражнения на симметрию.
7. Изображение человека. Пиктограммы.
8. Схема движения. Пропорции лица и тела.
Разнообразные практические действия с использованием дидактических материалов перед началом рисования дают учащимся возможность возвращаться к повторному рассматриванию объектов, уточнять их характерные особенности. Дети сравнивают реальные свойства предметов с имеющимися мерками – эталонами (например, форму предметов сравнивают с геометрическими формами), группируют их по общим признакам. Игры и дидактические упражнения, которые мы предлагали учащимся на занятиях можно разделить на группы в зависимости от задач:
- игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине;
- игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по форме;
- игры и упражнения на узнавание, различение и называние цветов;
- игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях.
Вот некоторые игры и упражнения, которые мы проводили с детьми на данном этапе эксперимента, предлагаемых Грошенковым И.А. (1993):
1. На столе у учителя – наборы плоских и объемных предметов разной величины: кубики, кольца, шары, матрешки, круги, квадраты и т.д. Действия учащихся направлены на подбор, расстановку и раскладывание предметов или их частей.
2. К доске прикреплены рисунки предметов разной величины. С учащимися отрабатываются понятия: большой – маленький (шар-мяч), высокий – низкий (забор-столб), широкий – узкий (ремень-лента) и т.д.
3. К доске прикреплены круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник. У учащихся – картинки с разноцветными предметами разной формы: мяч, яблоко, платок, кубик, яйцо огурец, альбом, книга, крыша дома, флажок и т.п. Найти сходство предмета с одной из геометрических фигур.
4. Игра «Наш огород». «Высадить на грядку» овощи одинаковой формы.
Статьи по теме:
Работа над текстовой задачей с использованием тетрадей с
печатной основой
Подготовительная работа к знакомству с задачей строится с учётом особенностей мышления младшего школьника, а они таковы, что для выполнения операций в умственном плане он должен сначала овладеть ею в предметном (материализованном). Для этой цели можно использовать различные практические упражнения ...
Модели личностно-ориентированной педагогики
С методологической точки зрения все "существующие модели личностно-ориентированной педагогики по мнению И.С. Якиманской можно условно разделить на три группы: социально-педагогическая, предметно-дидактическая, психологическая". Первая из них жестко ориентирована на социальный заказ и с те ...
Оснащение школ дотационных регионов учебным оборудованием
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2006-2008 годах в школы всех российских регионов осуществлялась поставка учебного и учебно-наглядного оборудования. Основными целями этого направления нацпроекта выступали внедрение современных образовательных технологий и повыш ...