В соответствии с требованием программы (2002), а также учитывая умения и навыки, вырабатываемые у учащихся на предыдущих этапах эксперимента, мы предложили испытуемым следующие темы для рисования: «Виды транспорта», «Прогулка по зоопарку», «Зимняя сказка», «Пришла весна», «Открытка к 8 Марта», «Полет в космос», «Праздничный салют» и др.
Проведению уроков по данным темам предшествовали подготовительные занятия, которые в своей совокупности были направлены на накопление представлений по избранной теме и на решение учебных задач: овладение способами обследования объектов изображения, ознакомление с элементами изобразительной грамоты, совершенствование техники изображения и др. Количество таких подготовительных занятий определялось содержанием темы и степенью готовности детей к ее творческому воплощению. А так же предусматривалась обязательная связь уроков изобразительного искусства с другими уроками, внеклассной деятельностью детей. В качестве примера приводим конспект урока рисования на тему «Полет в космос» (Приложение 4). Подготовительный период для данной темы состоял из двух занятий, на одном из которых дети в группе продленного дня стали участниками беседы о Дне космонавтики, просмотрели иллюстрации космических кораблей, видеофильм о Ю.А. Гагарине, а на втором – знакомились с последовательностью изображения ракеты и передачей движения по диагонали в восходящем или нисходящем направлении, просмотрели отрывок из мультипликационного фильма «Незнайка на Луне».
Значительную роль в развитии творческих способностей играет организация внеклассная работа со школьниками. С целью формирования элементов воссоздающего и творческого воображения у учащихся 4 класса был организован кружок «Волшебный карандаш» (примерное планирование занятий см. в «Приложении 5»), задачами которого являлись: развитие умения детей воссоздавать ситуацию сказочного сюжета средствами рисунка; содействовать обогащению эмоциональной природы учащихся; сделать увлекательным и интересным процесс познания мира.
Проводя итоги проведённой работы, мы обнаружили у испытуемых значительные положительные сдвиги по таким основным показателям, как сформированность и развитость образно-предметной сферы в целом, степень привлечения в образные процессы данных жизненного опыта, подвижность, динамика образов-представлений, степень принятия помощи, эмоциональное отношение к рисованию. Включение разнообразных материалов, частая смена видов деятельности создавали условия при которых на протяжение всего занятия у детей поддерживался высокий уровень активности и работоспособности. Созданные некоторыми детьми целостные и выразительные композиции свидетельствуют о наличии элементов творческого воображения у этих детей и о связи воображения с их практической деятельностью. Сюжетное рисование, и в особенности иллюстрирование отрывков из сказок, при правильном руководстве со стороны педагога содействуют развитию воссоздающего и творческого воображения.
Особенности создания объекта по представлению
№ |
Список учащихся |
Тема н.г. к.г |
Творчество н.г. к.г |
Графический образ |
Расположение н.г. к.г |
Цвет н.г. к.г |
1 |
Юля Г. |
_ + |
_ + |
_ + |
+ + |
+ + |
2 |
Антон М. |
+ + |
+ + |
+ + |
_ + |
+ + |
3 |
Саша Г. |
_ + |
_ + |
_ + |
+ _ |
+ _ |
4 |
Андрей |
_ + |
_ + |
+ + |
_ + |
_ + |
5 |
Элвин К. |
_ + |
_ + |
_ _ |
_ _ |
_ _ |
6 |
Даша Б. |
_ + |
_ + |
_ _ |
_ _ |
_ _ |
7 |
Таня Р. |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
8 |
Дима А. |
_ + |
_ + |
_ + |
+ + |
+ + |
9 |
Юля К. |
_ + |
_ + |
_ + |
_ _ |
_ _ |
10 |
Руслан А. |
_ + |
_ + |
+ + |
+ + |
_ + |
Статьи по теме:
Разработка методики системно-педагогического исследования
С самого начала обращения отечественной педагогики к системному подходу ведущие методологи педагогики указывали на необходимость разработки специально педагогической методологии системного подхода, имея в виду не только общую программу, но и тактику системно-педагогического исследования. М.А.Данило ...
Основы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонение в
поведении
Коррекционная работа с детьми имеет свою специфику, так как проблемы имеют подчас менее длительную историю развития в силу относительно малого количества прожитых лет; к тому же развивающийся организм, личность ребенка имеют массу компенсаторных, адаптивных возможностей, что позволяет более гибко п ...
Модернизация процесса обучения иностранному
языку
Для того, чтобы страна развивалась в социальном, экономическом и духовном плане, необходимы грамотные, мобильные и квалифицированные люди, что требует повышения качества массового образования за счет модернизации всей системы образования, усиления ее гибкости, эффективности, ориентированности на ли ...