Цель данного исследования состоит в изучении развития фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи (дислалией, дизартрией, ринолалией).
Задачи:
1. Рассмотреть методики по изучению развития фонематических процессов у детей с нарушением произносительной стороны речи (дислалией, дизартрией, ринолалией).
2. Выявить специфику фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи (дислалией, дизартрией, ринолалией).
3. Проанализировать результаты, полученные в ходе исследования, сформулировать выводы.
4. Провести коррекцию фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи.
Экспериментальная выборка: в исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста в количестве 5 человек.
База исследования: МБОУ СОШ №95 г.Ельца, Липецкой области.
Методики исследования развития фонематических процессов у детей с нарушением произносительной стороны речи (дислалией, дизартрией, ринолалией):
Схема обследования детей с дислалией:
1.Анкетные данные.
2.Сведения о родителях.
3.Общий анамнез (характер беременности, роды, перенесенные заболевания, инфекции).
4.Данные о развитии речи (характер звукового и слогового лепета, время появления слов, время появления фразовой и описательной речи, какие звуки долго произносил неправильно, особенности понимания речи окружающих).
5. Логопедическое обследование:
Состояние звукопроизношения.
- Определение характера нарушения согласных звуков: отсутствие, замена на другие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях произношения:
- изолированно — по подражанию логопеду;
- в открытых, закрытых слогах со стечением;
- в словах: односложных, двухсложных и трехсложных простой слоговой структуры, состоящую из открытых слогов; то же самое в сложных словах: с закрытыми слогами и со стечением согласных;
- во фразах, насыщенных проверяемым звуком;
- в связной речи - потешках, стихотворениях, в текстах.
Особенности динамической стороны речи (темп: нормальный, ускоренный, замедленный; ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи; употребление основных видов интонации: повествовательная, вопросительная, побудительная.
Анатомическое строение артикуляторного аппарата (губы: толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ; челюсть: прогения (излишнее выдвижение вперед нижней челюсти), прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти); прикус: открытый передний, открытый боковой; зубы: мелкие, излишне крупные передние зубы, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги; язык: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне узкий, укороченная подъязычная связка; небо (твердого, мягкого): излишне низкое твердое небо, уплощенное, «готическое», куполообразное; укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка.
Состояние пальчиковой моторики для выявления состояния пальчиковой моторики логопед предлагает следующие задания:
- положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы («Пальчики поссорились»), сдвинуть их вместе («Пальчики помирились»). Повторить 5—6 раз;
- поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы. Повторить 5—6 раз.
Состояние мимической моторики. При обследовании мимической моторики ребенку предлагаются следующие задания:
- поднять брови вверх — опустить;
- нахмурить брови — покой;
- закрыть глаза — открыть;
- прищуриться;
- надуть щеки — покой;
- отразить на лице мимические позы «радость», «печаль», «подозрительность», «удивление», «гнев»;
- по словесной инструкции логопеда показать, как человек ест кислый лимон, сладкую конфету, горький лук, соленый огурец.
Статьи по теме:
Российский и зарубежный опыт
В Германии осуществляется дуальная система организации обучения по рабочей профессии – теоретическая часть осваивается в училище, а производственное обучение на заводе, причем немцы смогли в условиях производственного предприятия почти полностью совместить производственное обучение с производительн ...
Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной
подготовке учителя
Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнер ...
Система
самостоятельных работ тематического контроля знаний учащихся
В этом параграфе мы рассмотрим систему контрольных самостоятельных работ, составленную с учетом возможностей и уровня подготовки учащихся 8 класса при организации личностно - ориентированной формы обучения. Самостоятельная работа № 1. Форма проведения. Индивидуальная. Письменная работа. Время прове ...