Цель данного исследования состоит в изучении развития фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи (дислалией, дизартрией, ринолалией).
Задачи:
1. Рассмотреть методики по изучению развития фонематических процессов у детей с нарушением произносительной стороны речи (дислалией, дизартрией, ринолалией).
2. Выявить специфику фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи (дислалией, дизартрией, ринолалией).
3. Проанализировать результаты, полученные в ходе исследования, сформулировать выводы.
4. Провести коррекцию фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи.
Экспериментальная выборка: в исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста в количестве 5 человек.
База исследования: МБОУ СОШ №95 г.Ельца, Липецкой области.
Методики исследования развития фонематических процессов у детей с нарушением произносительной стороны речи (дислалией, дизартрией, ринолалией):
Схема обследования детей с дислалией:
1.Анкетные данные.
2.Сведения о родителях.
3.Общий анамнез (характер беременности, роды, перенесенные заболевания, инфекции).
4.Данные о развитии речи (характер звукового и слогового лепета, время появления слов, время появления фразовой и описательной речи, какие звуки долго произносил неправильно, особенности понимания речи окружающих).
5. Логопедическое обследование:
Состояние звукопроизношения.
- Определение характера нарушения согласных звуков: отсутствие, замена на другие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях произношения:
- изолированно — по подражанию логопеду;
- в открытых, закрытых слогах со стечением;
- в словах: односложных, двухсложных и трехсложных простой слоговой структуры, состоящую из открытых слогов; то же самое в сложных словах: с закрытыми слогами и со стечением согласных;
- во фразах, насыщенных проверяемым звуком;
- в связной речи - потешках, стихотворениях, в текстах.
Особенности динамической стороны речи (темп: нормальный, ускоренный, замедленный; ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи; употребление основных видов интонации: повествовательная, вопросительная, побудительная.
Анатомическое строение артикуляторного аппарата (губы: толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ; челюсть: прогения (излишнее выдвижение вперед нижней челюсти), прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти); прикус: открытый передний, открытый боковой; зубы: мелкие, излишне крупные передние зубы, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги; язык: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне узкий, укороченная подъязычная связка; небо (твердого, мягкого): излишне низкое твердое небо, уплощенное, «готическое», куполообразное; укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка.
Состояние пальчиковой моторики для выявления состояния пальчиковой моторики логопед предлагает следующие задания:
- положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы («Пальчики поссорились»), сдвинуть их вместе («Пальчики помирились»). Повторить 5—6 раз;
- поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы. Повторить 5—6 раз.
Состояние мимической моторики. При обследовании мимической моторики ребенку предлагаются следующие задания:
- поднять брови вверх — опустить;
- нахмурить брови — покой;
- закрыть глаза — открыть;
- прищуриться;
- надуть щеки — покой;
- отразить на лице мимические позы «радость», «печаль», «подозрительность», «удивление», «гнев»;
- по словесной инструкции логопеда показать, как человек ест кислый лимон, сладкую конфету, горький лук, соленый огурец.
Статьи по теме:
Профессиональная ориентация школьников в условиях учреждений
дополнительного образования и ее организация
Система дополнительного образования детей возникла в Москве в 1992 году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей. Главное принципиальн ...
Речь как фактор развития человека
Речь – это процесс общения; язык – система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе общения. Речь и язык относятся к общественным явлениям. Она возникает и развивается под влиянием потребности в общении и служит целям общес ...
Понятие, цели и содержание национального проекта "Образование"
В 2006 году стартовал принципиально новый проект - "Приоритетный национальный проект "Образование" (ПНПО). Цель проекта - дать системе образования стимул к движению вперед, выработать механизмы, способные кардинально поднять качество отечественного образования, создать основы для инн ...