В младшем школьном возрасте завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным. Так как звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного произношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей.
Проблемой развития фонематических процессов у детей с речевой патологией занимались многие исследователи: В.И. Бельтюков, Г.И. Жаренкова, Г.А.Каше, Ермакова И.И., Тищенко В.В., В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, А.Д.Салахова, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В.Чиркина и другие.
Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона, или звуковая ее культура. Основным компонентом произносительной стороны речи являются звуки речи (система фонем). В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая различать одно слово от другого. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков. Звуки речи являются результатом сложной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) - легкие, бронхи, диафрагма, трахея; генераторный (голосообразующий) - гортань с голосовыми связками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) - полость рта и носа. Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата регулируется деятельностью центральной нервной системы.
Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем, благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого неба, маленького язычка.
В период формирования речь каждого ребенка в фонетическом отношении в большей или меньшей степени страдает недостатками. Нарушения проявляются в дефекте воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими; смешении звуков и, реже, их пропусках.
Актуальность данной темы заключается в том, что глубокое знание особенностей развития речи у детей в норме и при нарушениях произносительной стороны речи детей позволяет специалисту, работающему с детьми хорошо понять причины нарушений, прогноз, выбрать правильные пути коррекции и помощи детям, имеющим эти проблемы. Считаю, что знание этапов развития тех или иных речевых умений, временных рамок развития этих умений, допустимые отклонения и патологические особенности - это необходимый фундамент, на котором должен основываться профессиональный опыт любого специалиста, работающего с детьми как нормальными, так и с имеющими нарушения произносительной стороны речи.
Объект исследования – нарушения произносительной стороны речи у младших школьников.
Предмет исследования – фонематические процессы у младших школьников с нарушениями произносительной стороны речи.
Цель данной работы состоит в изучении развития фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы формирования фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи.
2. Рассмотреть методики по изучению развития фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи.
3. Провести диагностику фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи.
4. Провести коррекцию фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи.
Гипотеза: мы предполагаем, что при специально проведённых коррекционных занятиях по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с нарушениями произносительной стороны речи будет иметь место положительная динамика в становлении правильной (чистой) речи ребёнка.
С целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы было проведено эмпирическое исследование, задачей которого являлось диагностика фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи.
В эксперименте принимали участие дети младшего школьного возраста в количестве 4 человек, посещающие логопедические занятия в г.Ельце.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научной литературы, обобщения и интерпретации научных данных, а так же эмпирическое исследование с помощью различных психологических методик по диагностике фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи (авторы - Лалаева Р.И., Тищенко В.В., Ермакова И.И.).
Статьи по теме:
Российский и зарубежный опыт
В Германии осуществляется дуальная система организации обучения по рабочей профессии – теоретическая часть осваивается в училище, а производственное обучение на заводе, причем немцы смогли в условиях производственного предприятия почти полностью совместить производственное обучение с производительн ...
Возможности уроков технологии для формирования универсальных
учебных действий
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. Специфика технологии и его значимость для формирования универсальных учебных действ ...
Направление работы по устранению нарушений лексико-грамматического строя
речи у детей
Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими разный уровень речевого развития, проводится в специальных группах для детей с ОНР. Согласно «Типовому положению о дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи» в эти группы зачисляются: а) дети с 1 уровнем речевого развития начиная с тре ...