Диагностика фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

Аналитическое образование » Развитие фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи » Диагностика фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

Страница 6

Воспроизведение слоговой структуры слова и звуконаполняемость слова. Ребенку предлагается повторять за логопедом следующие слова (ответы ребенка записываются): Картина, машина, встреча, снеговик, телевизор, сковорода; Аквариум, водопроводчик, лекарство, милиционер, пшено, простокваша.

Исследование словаря:

Логопед устанавливает, соответствует ли возрасту словарный запас ребенка, и исследует его знание слов с противоположным значением (подготовительная группа). Слова для предъявления:

Широкий -… большой - … горячий - …

Мягкий - … высокий - … сладкий - …

Исследование грамматического строя речи:

Исследование способности словоизменения. Изменение по падежам. Инструкция: «У меня в руках МЯЧ. Это .» Ответ ребенка: «Мяч». «У меня нет . (мяча). Я протягиваю руку к . (мячу). Я бросаю . (мяч). Я играю с . (мячом)».

Образование форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе. Инструкция: «Посмотри на картинку, это шар. Я убираю картинку нет чего?» Ответ ребенка: «Шар». «А на этой картинке много . (шаров)».

Преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное число и наоборот. Слова для предъявления стол — ., топоры — юза — ., картина — ., птицы — ., рука — ., розы — уши.

Употребление предлогов в речи. Можно использовать предметные картинки с изображениями двух предметов, по разному расположенных, например, собака в будке, собака перед будкой, собака за будкой, собака на будке и других.

Согласование числительных «два» и «пять» с существительными, например, два яблока, пять яблок, два дерева, пять деревьев, два пера, пять перьев, две вишни, пять вишен.

Исследование способности словообразования. Образование существительных с уменьшительной формой имени:

кукла — куколка, мяч — мячик, окно — окошечко,

лампа - …, дом - …, кольцо - …,

голова - …, птица - …, ведро - …,

рука - …, ухо - …, лоб - …,

гнездо - …, зерно - …, перо - ….

Образование имени прилагательного от имени существительного (подготовительная группа). Инструкция: «Скамейка из дерева. Какая скамейка?»

Образование глаголов движения. Слова для предъявления: бежал — убежал, прибежал, перебежал, отбежал, вбежал, выбежал, добежал (показать на картинках, назвать).

По окончании обследования логопед записывает уточненный диагноз.

Нами было проведено индивидуальное логопедическое обследование младшей школьницы Карина Н. Девочка, вошедшая в состав экспериментальной группы, была отобрана по готовому диагнозу ПМПК.

Вначале мы провели обследование артикуляционного аппарата. Далее провели упражнения с детьми (Приложение №5). Затем исследовали звукопроизношение Карина Н. для исключения влияния нарушенных в произношении звуков на анализ воспроизводимых ею слов.

Эксперимент проводился в несколько этапов. На первом этапе была подобрана методика констатирующего эксперимента. Далее проанализирована речевая и медицинская карта, создан бланк протокола обследования. Затем производилась обработка полученных результатов, выясняя общие закономерности и специфические особенности состояния звукослоговой структуры слов.

Затем мы провели обследование фонематических процессов у девочки с дизартрией, нами были получены следующие результаты:

Исследование слухового внимания с помощью демонстрации звуков различных игрушек показало, что девочка правильно узнала инструменты.

Простой фонематический анализ раскрыл, что девочка слышит первые и последние буквы в словах, а вот со сложным фонематическим анализом Карина Н. не справилась – не выделила на фоне слова звуки сложные по артикуляции и восприятию на слух.

При проверке фонематического слуха, некоторые оппозиционные слова, повторенные за логопедом были не верны. Выделение из слова звука также иногда было с ошибками (вместо слова «рак», было услышано «лак»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи по теме:

Технология индивидуального подхода к младшим школьникам
Школьников, требующих индивидуального подхода, в соответствии с их индивидуальными особенностями можно объединить в следующие группы: 1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается у этих учащихся с положительным отношением к учению и сохранением «позиции школьника». Среди этих учащ ...

Формирование технологической компетентности учащихся на уроках "Технологии"
Под влиянием современных требований общества, в деятельность специальных (коррекционных) школ входят инновации в определении целей, задач, содержания, методов обучения, которые предполагают использование личностно ориентированных, современных технологий обучения, направленных на удовлетворение обра ...

Рекомендации по доработке проекта «Образование»
Очевидно, что за относительно короткий срок для сферы образования было сделано много полезного, то, что раньше не делалось десятилетиями. И это позитивная сторона Приоритетного Национального проекта «Образование». А потому проделанную огромную работу надо признать нужной и полезной для страны. Одна ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru