Воспроизведение слоговой структуры слова и звуконаполняемость слова. Ребенку предлагается повторять за логопедом следующие слова (ответы ребенка записываются): Картина, машина, встреча, снеговик, телевизор, сковорода; Аквариум, водопроводчик, лекарство, милиционер, пшено, простокваша.
Исследование словаря:
Логопед устанавливает, соответствует ли возрасту словарный запас ребенка, и исследует его знание слов с противоположным значением (подготовительная группа). Слова для предъявления:
Широкий -… большой - … горячий - …
Мягкий - … высокий - … сладкий - …
Исследование грамматического строя речи:
Исследование способности словоизменения. Изменение по падежам. Инструкция: «У меня в руках МЯЧ. Это .» Ответ ребенка: «Мяч». «У меня нет . (мяча). Я протягиваю руку к . (мячу). Я бросаю . (мяч). Я играю с . (мячом)».
Образование форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе. Инструкция: «Посмотри на картинку, это шар. Я убираю картинку нет чего?» Ответ ребенка: «Шар». «А на этой картинке много . (шаров)».
Преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное число и наоборот. Слова для предъявления стол — ., топоры — юза — ., картина — ., птицы — ., рука — ., розы — уши.
Употребление предлогов в речи. Можно использовать предметные картинки с изображениями двух предметов, по разному расположенных, например, собака в будке, собака перед будкой, собака за будкой, собака на будке и других.
Согласование числительных «два» и «пять» с существительными, например, два яблока, пять яблок, два дерева, пять деревьев, два пера, пять перьев, две вишни, пять вишен.
Исследование способности словообразования. Образование существительных с уменьшительной формой имени:
кукла — куколка, мяч — мячик, окно — окошечко,
лампа - …, дом - …, кольцо - …,
голова - …, птица - …, ведро - …,
рука - …, ухо - …, лоб - …,
гнездо - …, зерно - …, перо - ….
Образование имени прилагательного от имени существительного (подготовительная группа). Инструкция: «Скамейка из дерева. Какая скамейка?»
Образование глаголов движения. Слова для предъявления: бежал — убежал, прибежал, перебежал, отбежал, вбежал, выбежал, добежал (показать на картинках, назвать).
По окончании обследования логопед записывает уточненный диагноз.
Нами было проведено индивидуальное логопедическое обследование младшей школьницы Карина Н. Девочка, вошедшая в состав экспериментальной группы, была отобрана по готовому диагнозу ПМПК.
Вначале мы провели обследование артикуляционного аппарата. Далее провели упражнения с детьми (Приложение №5). Затем исследовали звукопроизношение Карина Н. для исключения влияния нарушенных в произношении звуков на анализ воспроизводимых ею слов.
Эксперимент проводился в несколько этапов. На первом этапе была подобрана методика констатирующего эксперимента. Далее проанализирована речевая и медицинская карта, создан бланк протокола обследования. Затем производилась обработка полученных результатов, выясняя общие закономерности и специфические особенности состояния звукослоговой структуры слов.
Затем мы провели обследование фонематических процессов у девочки с дизартрией, нами были получены следующие результаты:
Исследование слухового внимания с помощью демонстрации звуков различных игрушек показало, что девочка правильно узнала инструменты.
Простой фонематический анализ раскрыл, что девочка слышит первые и последние буквы в словах, а вот со сложным фонематическим анализом Карина Н. не справилась – не выделила на фоне слова звуки сложные по артикуляции и восприятию на слух.
При проверке фонематического слуха, некоторые оппозиционные слова, повторенные за логопедом были не верны. Выделение из слова звука также иногда было с ошибками (вместо слова «рак», было услышано «лак»).
Статьи по теме:
Культуроведческий подход к обучению межкультурному
общению на иностранном языке
Культуроведческий подход обусловливает методическую систему обучения английскому языку как второму иностранному, т.е. цели, содержание и общие принципы обучения, а также определяет модель обучения, описывающую приемы формирования межкультурной компетенции и реализацию этих приемов в комплексе конкр ...
Методы, приемы и формы повторения
Примерно до 50-х гг. в психологической и педагогической литературе считали, что склонность учащихся к механическому запоминанию — возрастная особенность. Такая точка зрения приводила к тому, что многие учителя мирились с фактами механического заучивания как с неизбежным злом. А. А. Смирнов и П. И. ...
Проектирование реализации психолого-педагогических условий по
формированию экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования
Цель формирующего эксперимента – экспериментально проверить педагогические условия формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования. В ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы у дошкольников произойдут качественные изменения ...